Альбетьярова Марина Темешевна
Организация экологического воспитания, с учетом территориальных возможностей ДОУ и возрастных особенностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура, фундамент которой составляет знания о природе и практические умения по её охране является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания и образования, так как прививать любовь к природе и бережное отношение к ней надо именно с этого возраста, потому что маленький ребенок впитывает в себя всё как «губка». И то, как он будет относиться к окружающему миру во много зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Публикация «Организация экологического воспитания, с учетом территориальных возможностей ДОУ и возрастных особенностей дошкольников» размещена в разделах
Наш детский сад удачно расположен в парковой зоне. На территории детского сада имеется природное разнообразие интересных объектов: цветы различных видов, деревья различных пород, кустарники. У нас постоянно живут всевозможные пернатые, насекомые – это разнообразие позволяет организовать различную деятельность детей в природе. Совместно с детьми и родителями заботливо развешаны скворечники для птиц. обустроен уголок песка и воды, проложена экологическая тропа, создан уголок леса. Всё это создаёт благоприятные условия для экологического воспитания детей в детском саду.
Я, абсолютно согласна, что воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Для меня в работе с детьми стало главным сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
- контакт между её участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растёт, даёт потомство, цветёт и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.
Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами :
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная её форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.
Как же организовать деятельность, чтобы реализовать её ведущий мотив - воспитание у дошкольников начал экологической культуры и достичь конкретных целей? Этих целей немало.
- Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.
- Ненавязчивое обучение детей приёмам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
- Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно -следственных связей в природе.
Процесс экологического воспитания планирую и осуществляю с учетом возрастных особенностей дошкольников :
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают всё необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста : «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).
У ребёнка следует формировать активную позицию, желание изменить что - либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.