Приложение МААМ

Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве

Наталья Козлова
Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

(Л. С. Выготский)

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Публикация «Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве» размещена в разделах

Преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает следующие задачи:

1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.

2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.

3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

Состояние здоровья и физическое развитие детей;

Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

Умственные и нравственные способности детей;

Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;

Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Подготовка детей к школе предполагает такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен. Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно - волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

В содержании общей готовности выделяются нравственно - волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

Содержание нравственно - волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением.

Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

Содержание физической готовности определяется хорошим состоянием здоровья, закаленностью, выносливостью, работоспособностью организма, а также овладением культурно - гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнением к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная, кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Задача детского сада в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы: содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно - образовательной работы в детском саду с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления:

- работа с детьми;

- взаимодействие педагогов;

- сотрудничество с родителями.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:

- При работе с детьми: экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы,

совместные мероприятия: выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др.

- При взаимодействии педагогов: изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, совместные педагогические советы (ДОУ и школа, семинары, мастер - классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.

- При сотрудничестве с родителями: дни открытых дверей, совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, анкетирование, тестирование родителей, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т. д.)

Для выполнения вышеизложенных целей и задач коллективом детского сада были созданы все условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Созданная нами предметно - развивающая среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что - то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.

Во всех группах детского сада оборудованы развивающие уголки: игровой уголок, уголок безопасности, уголок природы, уголок экспериментирования, уголок конструктивной деятельности, уголок патриотического воспитания, уголок математического развития, уголок речевого развития, книжный уголок, театральный уголок, уголок изобразительной деятельности, музыкальный уголок, спортивный уголок.

Каждый ребенок без особых усилий находит применение своим творческим способностям, удовлетворяет свои интересы и любознательность, находит импонирующую ему среду общения.

Также в условиях нашего детского сада создана здоровьесберегающая среда. Разные формы оздоровления (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, хождение по «дорожкам здоровья» и т. д.) повышают адаптационные возможности детей. Интеграция воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов обеспечивает оптимальные условия пребывания детей в ДОУ.

Ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.

Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться в школе и хорошо учиться.

Публикации по теме:

Роль макетов в образовательном пространстве детского садаРоль макетов в образовательном пространстве детского сада Совместная работа с воспитателем группы: Новожиловой Л. В. Все мы знаем, что макет - это уменьшенный объект, который помогает направить.

Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности. Брудкова.

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т. е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Педагогические условия использования дидактических игр в образовательном процессе детского сада Педагогические условия использования дидактических игр в образовательном процессе детского сада. Дидактическая игра как игровой метод обучения.

Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.

Презентация «Формы осуществления преемственности детского сада и школы» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.

Проект взаимодействия ДОУ и Школы «Форма осуществления преемственности ДОУ и школы» МДОУ Уров-Ключевской детский сад «Василёк» МОУ Уров-Ключевская СОШ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ.

Социо-игровая, или интерактивная, технология в образовательном процессе детского сада Социо-игровая или интерактивная технология в образовательном процессе детского сада Карпушина К. Н. Воспитатель МБДОУ (ясли-сад) № 13.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы.

Опыт работы «Преемственность детского сада и школы» Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 19:28
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козлова (УИ 95265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД