Ирина Махова
Опыт работы «Преемственность детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.».
Публикация «Опыт работы „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу : отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду».
В подготовительной группе значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.
Главная задача воспитателя — усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей. Усложнение содержания их деятельности в подготовительной группе должно сочетаться с более высокой эффективностью ее осуществления.
Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать.
В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Развитие самостоятельности в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребенка в школе.
Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет воспитателю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Мы осуществляем преемственность со школой следующим образом :
1. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. проведение совместных праздников, экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они много спрашивают, спортивный зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в свои силы;
3. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4. проведение ПМПК с участием специалистов;
5. взаимопосещения (посещение занятий учителем в подготовительной группе детского сада, посещение уроков в 1-м классе воспитателями, выпускавшими этих детей в школу);
6. работа с родителями, которая ведётся на протяжении всего учебного выпускного года; родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей детей; учитель будущих первоклассников отвечает на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации;
7. выставка рисунков детей подготовительной школы на тему «Что мы знаем о школе».
Мы посетили в 1-м классе 3 урока.
Урок чтения.
В классе – 21 человек. Из них – 13 – наши выпускники, двое новеньких, остальные – выпускники старшей группы.
Класс встречает учителя приветливо. В начале урока учитель настраивает детей на изучение нового материала, ставит учебную задачу перед классом. Активно работают - 4, самостоятельно - 10, не работает 3 детей.
Далее идет актуализация прежних знаний. Полных ответов мало, присутствуют хоровые ответы. Не все дети различают согласные и гласные звуки, иногда путают понятия «буква» и «звук».
В течение урока учитель использует такие формы проверки знаний, как фронтальный и индивидуальный опрос, комментированные упражнения.
Учитель мало уделяет внимания правильной посадке детей.
Таким образом, можно сказать, что основная масса детей новый материал усвоила. Дети умеют читать слоги-слияния, слова, небольшие предложения.
Учитель уложился во временные рамки. Затем подводит итог урока, комментирует и оценивает успехи и неудачи учащихся на уроке.
Урок письма.
Учитель обращает внимание на готовность класса к уроку. На закрепление пройденного материала отводится несколько минут.
Затем учитель знакомит детей с новым материалом. При знакомстве детей с новой буквой заметна схожесть методик детского сада и школы (на что похожа буква, обведи по точкам и т. д.).
Далее дети работают самостоятельно. Учитель в течение урока объясняет лексические значения слов, обращает внимание на посадку, на правильное держание ручки.
Урок математики.
Учитель в начале урока организует класс, добивается внимания детей. Далее идет знакомство с новым материалом. Устному счету отводится 5 мин. Не все дети отвечают четко, некоторые даже затрудняются ответить.
При объяснении нового материала дети внимательны. Вместе с учителем делают вывод. Закрепление нового материала проходит по учебнику. Дети работают совместно с учителем. Первичное закрепление в памяти детей изучаемого материала осуществляется следующими средствами: установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, включение в восприятие материала практических действий, организация и проведение повторения. В течение урока, когда дети утомляются, проводятся физкультминутки. К концу урока заметно, что дети устали, т. к. не все внимательны. В целом материал детьми усвоен.
Стиль взаимоотношений учителя и учащихся на уроке демократический. Содержание уроков соответствует требованиям учебных программ.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке осуществляется с помощью создания проблемной ситуации, организации коллективной деятельности учащихся, взаимодействия учителя и учащихся при выполнении заданий. Учитель активизировал речь детей с помощью словарной работы, дети пытались объяснить лексические значения слов, с помощью самостоятельной формулировки выводов детьми.
Итак, посетив уроки в 1-м классе, можно отметить, что у детей еще слабо развито произвольное внимание, нет усидчивости, индивидуальных полных ответов, дети отвечают хором. Многие дети не умеют работать самостоятельно, подходят в течение урока за советом к учителю.
Не у всех детей достаточно сформированы каллиграфические навыки.
В течение уроков часть детей проявляют интеллектуальную активность, коммуникативность, сообразительность, любознательность, заинтересованность,а остальные – безразличны и пассивны.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.