Лончакова Ирина Владимировна
Проект взаимодействия ДОУ и Школы «Форма осуществления преемственности ДОУ и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Уров-Ключевской детский сад «Василёк»
МОУ Уров-Ключевская СОШ
«ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ДОУ И ШКОЛЫ»
авторы проекта :
МДОУ детский сад «Василёк»
МОУ Уров-Ключевская СОШ
Срок реализации проекта сентябрь 2018г. -июль2020г
Содержание:
1. Пояснительная записка…. с. 3
2. Актуальность проекта. …. …. …с. 4
Публикация «Проект взаимодействия ДОУ и Школы „Форма осуществления преемственности ДОУ и школы“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. Паспорт проекта….….… ….с. 4
3. Цель проекта…. с. 4
4. Задачи проекта…. с. 5
5. Сроки и этапы реализации проекта….….с. 5
6. План по преемственности работы ДОУ и СОШ…с. 6
7. Ожидаемый результат….…. …. с. 8
8. Список литературы…. с. 9
8. Интернет ресурсы….с. 9
«Если мы поставим правильно дошкольное
воспитание ребят, мы тем самым
поднимем школу на более высокую ступень».
Н. К. Крупская
1. Пояснительная записка
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране.
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
ФГОС ДО подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешно включения детей в школьную жизнь.
1. Актуальность проекта
Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создают прочную основу будущего развития ребенка. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно впервые годы жизни ребенка.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятие им «позиции школьника»
Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Значит, возникает потребность в организации мероприятий, подготавливающих детей к школе.
2. Паспорт проекта.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Мы готовимся к школе»
ВИД ПРОЕКТА : познавательно-творческий
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: старшая группа
УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатели, педагоги, дети старшей группы, родители
3. Цель проекта :
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Построение эффективной модели социального партнёрства на основе современных технологий, обеспечивающих качественное дошкольное образование в ДОУ и обеспечение благополучного перехода ребёнка от дошкольного воспитания к школе. Для её реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:
4. Задачи проекта :
Обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности в педагогическом процессе;
Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе;
Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения;
Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
Обеспечение условий для реализации плавного, бесстресового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.
5. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 года 2018 - 2020 гг. и включает в себя три этапа:
I. этап – “Подготовительный” :
выявление перспективных направлений развития дошкольного учреждения и моделирование нового качественного состояния в условиях модернизации образования. Разработка программы функционирования и развития дошкольного учреждения до 2020 года.
определение целей и задач ДОУ и приоритетных направлений его развития;
изучение научно – публицистического материала в литературных источниках;
изучение положения “О системе образования на современном этапе”;
формирование блока диагностических методик для педагогов, детей, родителей;
разработка программы сотрудничества ДОУ и школы.
разработка программы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей.
II. этап – “Основной” :
создание действующей модели организации педагогического процесса ориентированного на разностороннее развитие личности в условиях предшкольного образования;
создание условий для реализации предшкольного образования в ДОУ;
осуществление диагностической деятельности;
повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку и дистанционное обучение;
повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогов, внедрение новых технологий в ДОУ;
повышение психолога–педагогической культуры у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу;
реализация программы сотрудничества ДОУ и школы.
III. этап – “Итоговый” :
разработка модели взаимодействия ДОУ семьи и школы;
соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными экспериментальными данными;
оформление отчетной документации;
обобщение опыта работы и анализ достигнутых результатов
выявление перспектив дальнейшего развития ДОУ.
6. План по преемственности работы МДОУ «Детский сад «Василёк» и МОУ Уров-Ключевская СОШ
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предлагается создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребёнка к школе на основе единых требований. Для эффективного осуществления преемственности работа проводится согласно плана.
Мероприятия Цель мероприятия сроки Ответственные
Планирование работы по преемственности, обсуждение плана работы ДОУ по подготовке детей к школе
Скорректировать план совместной работы школы и детского сада.
сентябрь
директор школы,
заведующий ДОУ,
педагоги.
проведение совместных семинаров, мастер-классов, методические объединения.
Выработать педагогами школы и ДОУ общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
в течение года по плану МОУ Уров-Ключевская СОШ
Взаимопосещение занятий. Изучение опыта, использование вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Познакомить воспитателей д/сада с методами и приёмами, применяемых на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в д/саду. Выявить, возможные ошибки при обучении и воспитании.
сентябрь-ноябрь.
учителя начальных классов
воспитатель.
Педагогический совет по адаптации.
Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться октябрь
Уров-Ключевская СОШ
Проведение экскурсий в школу Познакомить воспитанников д/сада со зданием школы, учебными классами. Создать условия возникновения желания учиться в школе март воспитатель
учителя нач. кл.
Экскурсия в школьную библиотеку Познакомить воспитанников со школьной библиотекой февраль воспитатель
библиотекарь
Совместный спортивный праздник к 23 февраля Создание условий для личностного развития ребенка.
февраль воспитатели
учитель нач. кл.
«До свиданье детский сад, Здравствуй школа» – совместный утренник Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. май воспитатели
учителя нач. кл.
Собрание с родителями будущих первоклассников.
Консультации для воспитателей и родителей
Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.
май
учителя нач. кл.
воспитатели
День защиты детей совместный праздник с участием школьников Создание условий для личностного развития ребенка июнь воспитатели
учителя нач. кл.
Наблюдения за адаптацией первоклассников
Помощь родителям в решении педагогических проблем. сентябрь
педагог-психолог
Праздник «Здравствуй, школа!».
Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, условия возникновения гордости быть учеником. сентябрь
учителя
7. Ожидаемый результат:
Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработан план по преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И СОШ.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования. Сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
8. Список литературы
1. Александр Веракса, Николай Веракса. Проектная деятельность дошкольников для занятий с детьми 5-7 лет, 2016г.
2. В. Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
3. Т. Н. Доронова «Из ДОУ - в школу».
4. Т. Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
5. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
7. Справочник педагога-психолога 1, 2014г.