Яна Бреховская
Моделирование как метод коррекционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, в том числе и коррекционного. Выбор и применение моделей обусловливаются базовой теоретической или практической концепцией, а также теми конкретными задачами, которые ставятся исследователем или практиком. Доказано, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.
Публикация «Моделирование как метод коррекционного обучения» размещена в разделах
Ребенок в конце дошкольного периода жизни должен правильно произносить все звуки родного языка. Работа над уточнением произношения звуков является важной и нужной, потому что поможет сформировать не просто навыки быстрого чтения, а вдумчивого отношения к звуковому составу слова.
При выработке правильного произношения возникает проблема наглядности артикулемы звука. Но ни азбука и графическое написание букв, ни артикуляционный профиль, ни демонстрация артикуляционного уклада не дают этой наглядности.
Для формирования образа правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука необходим не натуральный объект с глазами и носом, а формализованный. В нашем случае таким объектом выступает модель артикуляции каждого звука.
Введение моделей дает возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников. Обычно основой успешного обучения на занятиях в учреждении является усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Управление развитием ребенка при этом осуществляется в процессе усвоения знаний, то есть косвенным путем. Тем не менее рядом психологов (Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др.) доказана возможность прямого развития ребенка, которое осуществляется в процессе овладения действиями замещения и наглядного моделирования.
Для выявления и фиксации свойств и отношений изучаемых понятий применяется метод моделирования и разрабатываются разного рода модели. Эти модели используются как весьма эффективное средство обучения.
Проведя анализ исследований по проблеме моделирования (В. А. Веникова, Б. А. Глинского, Б. С. Грязного, Б. С. Дынина, К. Е. Морозова, В. В. Налимова, В. А. Штоффа, были исследованы органы артикуляционного аппарата, принимающие участие в произнесении звуков, и определили аналог для гласных звуков:
• Участие или неучастие губ;
• Вибрация голосовых связок;
• Свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель;
И для согласных звуков:
• Наличие и отсутствие вибрации голосовых складок;
• Способ артикуляции;
• Место артикуляции;
• Наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому небу;
• Место резонирования.
Модели артикуляции звуков содержат в себе, во-первых, вышеперечисленные признаки звуков, во-вторых, освобождены от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции звуков в модели. То есть при создании модели учитывается требование простоты.
В результате были разработаны модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при проведении коррекции звукопроизношения.
Модели артикуляции звуков легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы и быстро различимы. Это дает возможность легко запомнить их и правильно воспроизвести.
Применение моделей артикуляции звуков при работе с детьми дошкольного возраста делает процесс обучения и наглядным, и познавательным. Ведь выполняя работу по сопоставлению уклада органов артикуляционного аппарата с моделью или проводя построение самой модели, дети учатся думать, мыслить, анализировать.
Введение моделей артикуляции звуков в процесс обучения и воспитания дошкольников поднимает наглядность на более высокий уровень – уровень мыслительных операций.
В моделях артикуляции звуков заложена информация о характеристике звука, о положении уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, но ее надо извлечь! Знания, заложенные в моделях артикуляции звуков, ребенок сможет воспринять и освоить, если он их осмыслит. То есть это не демонстрационная наглядность со знаниями, которые можно «взять», а знания, требующие применения различных операций теоретического мышления.
Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения звуков, проведения звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить с каждым знаком модели. А одним из самых ярких проявлений творческого саморазвития, умения самостоятельно думать, мыслить, добывать знания является рефлексия. Развиваясь, рефлексивные умения и навыки повышают общий интеллектуальный уровень ребенка, способствуют развитию мышления.
Таким образом, введение моделирования в процесс обучения и воспитания дошкольников способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, грамотно и целенаправленно планирует свою деятельность.
Введение моделирования в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки педагогов. Положительный результат от введения технологии появляется уже в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Для того чтобы воспринятые и осмысленные знания дети смогли воспроизвести, необходимо, чтобы информация сохранилась в памяти. И здесь большую помощь может оказать применение моделей артикуляции звуков.
Согласно исследованиям непосредственного и опосредованного запоминания в детском и юношеском возрасте, проведенного А. Н. Леонтьевым, с возрастом непосредственное запоминание замещается опосредованным. Применяя вспомогательные средства, МЫ КАК РАЗ И СПОСОБСТВУЕМ ИЗМЕНЕНИЮ СТРУКТУРЫ АКТА ЗАПОМИНАНИЯ.
Само развитие стимулов – средств запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т. п., а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, чувство).
Чем богаче и разнообразнее стимулы – средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание (Р. С. Немов).
Другое немаловажное условие для запоминания основано на способности осмыслмвать изучаемый материал. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную структуру, тем легче она потом припоминается.
Сам процесс работы с моделями артикуляции звуков – результат активной теоретической и практической деятельности. Применение же моделей артикуляции звуков при обучении детей делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Выполняя работу по сопоставлению уклада органов артикуляционного аппарата с моделью, дети учатся анализировать.
При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребенок сравнивает с образом, который у него образуется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребенок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций.
Анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация формируются в деятельности при работе с моделями и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и т. д. Каждая мысленная операция может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
И еще одним необходимым условием эффективного осмысления является доступность заданий, и они вызывают интерес. То, что задания с применением моделей артикуляции звуков являются доступными для обучения, свидетельствует тот факт, что их построение основано на соотношением между кинестетическими ощущениями и символами модели. А интерес к моделям артикуляции звуков вызывается тем, что они новы и их можно использовать в игровой деятельности.