Лена Рафалович
Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания учреждений образования, реализующих программы специального образования на уровне дошкольного образования
Деятельность воспитателя:
Публикация «Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Опыт работы, практика
- Темочки
В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений учителя-дефектолога и воспитателей дошкольных групп. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - дефектолога и воспитателя.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя-дефектолога и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем – дефектологом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).
Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий.
Совместно коррекционно - логопедическая работа осуществляется следующим образом:
1. Учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки.
2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.
В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и
При планировании образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания воспитатель:
• учитывает лексические темы при проведении всех занятий в группе в течении недели;
• пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
• закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях;
• следит за грамматическими формами речи детей;
• заучивает стихотворения, потешки и тексты;
• закрепляет речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
• развивает понимание речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-дефектолога, а дефектолог посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
В начале учебного года учитель – дефектолог знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения.
Основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:
• Артикуляционная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
• Специально организованная деятельность с детьми по учебной программе дошкольного образования;
• Коррекционная работа во время режимных моментов.
Воспитатель интегрированной группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей.
Обращаю внимание на различные негативные проявления поведения ребёнка, замечаю признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необходимости в тактичной форме исправляю речь ребёнка.
Планирование образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания осуществляю с учётом требований образовательной программы специального образования утверждённой Министерством образования Республики Беларусь «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи». Составлено расписание специально организованной деятельности интегрированной группы, распорядок дня, совместно с учителем-дефектологом лексические темы на три периода учебного года.
Индивидуальные занятия провожу во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).
Каждая новая тема на занятии начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся. Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко использую сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяю умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).
При изучении каждой темы намечается совместно с учителем-дефектологом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должна усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Между воспитателем и учителем-дефектологом ведётся тетрадь взаимодействия, где отражены направления в работе с детьми, которые требуют повторения или закрепления, а также выводы о проделанной работе. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Во вне-учебное время предлагаю детям складывать мозаику, фигуры из счётных палочек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.
В процессе правильно организованных занятий стараюсь устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмичные движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаши и др.).
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В дошкольной группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:
• разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
• отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
• поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
• воспроизводить различные положения руки (кулак — ладонь — ребро, пальцев (колечко - цепь, щепоть) и др.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, поэтому, планируя работу, дифферинцированно подбираю подвижные игры. Принимаю активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.
На занятиях в дошкольных группах использую мультимедийные презентации, что способствует повышению интереса детей, повышает непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Внимательно слежу за речью детей и исправляю ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
В интегрированных группах воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендации, картотеку напрокат. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах или еженедельно в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей.