Ирина Михайличенко
Опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Основными принципами Дошкольной Организации в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является метод проектирования, который рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание окружающего мира.
В проектной деятельности дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Дети в старшем дошкольном возрасте — это неутомимые исследователи и фантазеры. Их интересует практически все. Именно познавательный интерес, непреодолимое желание задать вопрос и способность самостоятельно или с помощью взрослых находить на них ответ, отличает старшего дошкольника от ребят младшего дошкольного возраста. Дошкольник может, сосредоточившись на заинтересовавшей его проблеме, долго изучать, например жизнь животных, или из какого материала изготовлены игрушки, экспериментировать — какие вещи могут плавать, а какие сразу тонут.
Усваивая полученные знания, он задает взрослым массу вопросов, пытается ответить на них самостоятельно, причем некоторые его гипотезы, просто поражают живостью воображения. Благодаря вопросам дошкольников и возникают темы проектно- исследовательских работ и мы начинаем выстраивать свою работу поэтапно.
Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта.
Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Выбрав тему, мы обязательно определяем цель исследования, т. е. отвечаем себе и другим на вопрос о том, зачем мы проводим исследование.
А задачи –уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, а задача описывает основные шаги исследования.
Многие затрудняются выдвигать гипотезу.
Гипотезы, предположения, провакационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться выдвигать гипотезу, мы с ребятами научились размышлять, задавать вопрос.
Для этого мы используем слова.
Может быть…
Предположим….
Что, если…
Допустим…
Возможно…
Или
Представте, что
Воробьи стали размером с орла.
Люди уменьшились в несколько раз…
Слоны стали меньше кошки.
Что произойдет, если ….
Поставив перед собой цель и задачи, мы переходим к основному практическому этапу: изучаем информацию из разных источников, создаем творческие лаборатории, проводим исследования, из которых вытекают определенные выводы.
Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что исследовательская деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей
Я считаю, что благодаря участию родителей в совместном проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.
Так в прошлом году в преддверии Новогодних праздников мы с ребятами смотрели мультфильм «Зима в Простоквашино». Воспитанникам очень понравилось, что герои нарядили ёлку не игрушками из магазина, а старинными вещами. И у ребят возникли вопросы: какие игрушки были раньше, а можно ли украсить нашу ёлку игрушками сделанными своими руками.
Мы предположили, что, возможно, если мы изготовим ёлочные игрушки своими руками и подарим им частичку своего тепла, сердца и фантазии, то наша ёлка, станет такой же доброй, интересной и неповторимой.
Поэтому, перед собой мы поставили цель: научиться изготавливать новогодние игрушки из разного материала.
Наметили задачи, которые представлены на слайде:
На первом этапе мы собрали информацию об истории появления ёлочной игрушки.
Посетили районную библиотеку, с помощью интернета побывали на виртуальной экскурсии в музее Истории Ёлочной игрушки, где познакомились с игрушками разных времён.
Мы узнали, что обычай украшать ёлку появился очень давно. Тогда ёлочные украшения были только съедобными. Печенье качалось на ветке рядом с фруктами и орехами. Потом стали золотить еловые шишки, раскрашивали орехи и пустые яичные скорлупки.
Первые настоящие игрушки в России делали из ткани, картона, бисера.
Позднее в России стали делать стеклянные игрушки
По ёлочным игрушкам можно проследить историю России.
В военное время елка была в каждом доме. Она украшалась подручными материалами: погонами, перегоревшими лампочками, кусочками ваты, лоскутками разноцветной ткани, но это не мешало людям радоваться празднику.
Когда в послевоенное время в стране не хватало продуктов, елочные игрушки приобрели форму овощей, фруктов и ягод.
Когда Юрий Гагарин полетел в космос, на елках сразу же появились ракеты, космические корабли и маленькие космонавты.
Были игрушки изображающие сказочных персонажей и разных животных, и конечно же сосульки и шарики
Сейчас тоже можно встретить очень красивые ёлочные игрушки, но стоят они дорого, может быть поэтому становятся модными самодельные игрушки.
И нам захотелось провести исследование: из какого же материала экономичнее и полезнее для здоровья можно изготовить ёлочные игрушки.
Изучив материал по изготовлению поделок своими руками, мы
создали творческую лабораторию и составили алгоритм (схема) изготовления ёлочных игрушек из ваты, картона, с использованием компакт-диска и солёного теста.
В ходе исследования выяснили, что все изготовленные игрушки безопасны, эстетичны, экологичны. Но на изготовление Снеговика из ваты и игрушек из солёного теста, мы затратили больше времени, чем на ёлочные игрушки из картона и с использованием компакт диска.
Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: наша ёлка, украшенная ёлочными игрушками из разных материалов, получилась добрая, интересная и неповторимая. И игрушки на новогодней ёлке, изготовленные своими руками смогли подарим всем частичку своего тепла, сердца и фантазии.
В результате исследования я собрала коллекцию старых новогодних игрушек, изготовила ёлочные игрушки из разных материалов и выпустили книжку – малышу «Секреты новогодней игрушки».
В заключении своего выступления отметим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников дошкольной научно – практической конференции «Я исследователь», качество самих исследовательских работ становится лучше.
Увеличилось количество дошкольников нашего ДОО, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и краевого уровней.