Марина Зубаирова
Игра как метод экологического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно актуальной. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное
значение для воспитательной работы.
Публикация «Игра как метод экологического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Для организации работы по экологическому просвещению дошкольников используется большое разнообразие форм. В первую очередь, это занятия, вовремя которых у детей формируется система элементарных знаний, развивается познавательный интерес. Но ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому основным методом экологического воспитания мы используем игровые ситуации. Для осуществления экологического образования используются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и другие виды игр.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателей и детей. В дошкольных учреждениях целью экологического образования должно стать осознание детьми радости от общения с природой, а на этой основе - чувства доброты, гуманизма, уважения ко всему живому.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем : утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.
В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического образования дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Одним из методов экологического воспитания является игра. Именно игра помогает приобщить ребёнка к природе и с. делать это эффективно, легко и радостно. Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интерес. ной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое нас. троение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Вс. е это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие с. вязи и отношения между ними.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс. познания природы и взаимодействия с. ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с. детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией Игровые обучающие ситуации с. игрушками-аналогами
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с. животными и растениями. Взаимодействовать с. предметами неживой природы, усваивает с. ложную систему отношений с. окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.