Екатерина Бурундукова
Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю»
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Публикация «Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, воспитывать чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию образовательной программы является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Формирование любви к родному краю в нашем детском саду реализуется через программу «Краеведение».
Программа состоит из 3 разделов. Каждый раздел имеет свои задачи:
Раздел Моя семья знакомит детей с понятием «семья», при его реализации мы стараемся прививать уважительное, заботливое отношение к близким родственникам, формировать интерес к своей родословной.
В разделе Природа Зауралья уточняются и расширяются знания детей о разнообразии животного и растительного мира Курганской области; формируются первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесённых в Красную книгу Курганской области, выясняем способы их сохранения; формируем у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края.
В разделе Моя малая родина предполагается формировать представления детей о географических, климатических особенностях малой Родины, символике родного края (села, района, области, расширять представления о природных богатствах, растительном и животном мире Курганской области, формировать представление об основных профессиях жителей села Лесниково.
Участниками программы являются: воспитанники, воспитатели, родители.
Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей, усложняется с возрастом детей, и перекликается с целями и задачами программы под редакцией Н. Е. Веракса, по которой работает наш детский сад.
Формирование любви к Родине в дошкольном возрасте начинается с экскурсий, бесед, чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций. Так же используем и другие формы работы с детьми: рассматривание карты Курганской области, Кетовского района, целевые прогулки, использование аудио и ИКТ, тематические выставки, встречи с интересными людьми, участие в социально-значимых мероприятиях детского сада, села.
Сегодня в работе с детьми широко используется метод проектов. Педагоги при реализации программы «Краеведение» разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Во время реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основные требования к проектной деятельности :
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Для того, чтобы проектный метод в работе с детьми был применен полноценно, методически грамотно, для воспитателей организовала семинар-практикум «Применение проектной технологии в образовательном процессе», мастер-класс по разработке педагогического проекта, презентации педагогических проектов.
Каждый наш проект осуществляется в четыре этапа, определена деятельность педагога и детей, которая взаимодополняет друг друга. Постановка проблемы, поисковая деятельность, подготовка образовательного продукта происходит при взаимодействии взрослого и ребенка.
За два года реализации программы в нашем ДОУ были разработаны и реализованы проекты по каждому блоку программы «Краеведение» :
При реализации раздела «Моя семья» были реализованы и проведены проекты : «Моя большая семья», «Мамочка любимая моя», «Здоровый образ жизни семьи», «Семейные увлечения», в ходе которых дети познакомились с родственными взаимосвязями, с семейными обязанностями и увлечениями. Совместно с родителями были созданы семейные альбомы «Мы счастливы, потому что мы вместе…», «Вот моя улица, вот мой дом родной». Проведены семейные игротеки, совместные праздники и развлечения, выставка «Семейные увлечения».
В раздел «Природа Зауралья» вошли такие проекты как :
«Правила поведения в лесу»
Во время кратковременного проекта «Правила поведения в лесу» дети рассказали Незнайке как нужно веси себя в лесу, чтобы не навредить животным и растениям, а так же сохранить свое здоровье. Правила поведения занесли в книгу, и рассматривают ее перед экскурсией в лес.
Проект «река Тобол»
При реализации данного проекта дети познакомились со свойствами воды, ее значением в жизни человека и животных, познакомились с рекой Тобол, поговорили о необходимости бережного отношения к воде, как месте обитания живых существ. Проели акцию «Сбережем Тобол».
В ходе проекта «Покормите птиц зимой» дети узнали о зимующих и перелетных птицах, о том, как можно помочь птицам зимой, в совместной деятельности сделали макет кормушки, изучили, чем можно кормить зимующих птиц, открыли «птичью столовую». Вместе с родителями изготовили кормушки для птиц, и заботились о птицах в зимний период.
Раздел «Моя малая родина»
Ежегодно в каждой возрастной группе нашего детского сада проходят проекты «Огород на окне - Овощи на грядке»
В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда.
При реализации проекта «Все работы хороши…», дети познакомились с градообразующими предприятиями села, социальными образовательными и культурными организациями села, с людьми, которые работают в них, а так же с различными профессиями.
В ходе проекта «Они прославили наш край», дети познакомились со знаменитыми людьми, прославившими наш край. Дети были удивлены, что наш край богат известными на всю страну людьми:
Терентий Семенович Мальцев, именем которого названа наша сельскохозяйственная академия.
Леонид Иванович Куликов, написавший любимые детские сказки.
Гавриил Абрамович Илизаров, основавший медицинский центр, известный на весь мир.
Интересно и содержательно прошел проект «Ветераны труда села Лесниково», проведенный в старшей, подготовительной группах. Для детей стало открытием, что их соседи, знакомые бабушки и дедушки, награждены медалями и орденами, и являются почетными жителями села.
Традиционным стало проведение проекта «Мы помним. Мы гордимся», посвященный Великой Победе.
В ходе этой работы дети узнали от родителей о судьбах героев, о тех, кто принимал участие в сражениях, о тех, кто работал на Победу в тылу, о тех, кто получил боевые награды. В память о защитниках родины сотрудниками детского сада совместно с родителями и детьми в нашем детском саду создана «Книга памяти», в которой собраны фотографии, рассказы о родственниках, принимавших участие в ВОВ.
В рамках этого проекта прошла акция «Посади дерево». На территории детского сада дети, родители и сотрудники посадили аллею декоративных кустарников.
Воспитатели и дети приняли участие в районном конкурсе на лучшее поздравление ветеранов «Вам из другого поколения», подарив ветеранам «Живую» открытку, в которой дошкольники говорили о том, какой они представляют войну и героев войны.
Интерес и эмоциональный отклик остался у детей от встречи с ветеранами и тружениками тыла.
В рамках проекта дети посетили сельскую библиотеку, музей боевой славы, пансионат для ветеранов. На этих встречах увидели письма, медали участников войны, слушали рассказы ветеранов о нелегкой доле, выпавшей на плечи того времени, подарили ветеранам открытки, сделанные своими руками.
Интерес родителей и детей к краеведению позволяет расширить границы проектной деятельности, интегрировать содержание материала программы по познавательному развитию в другие образовательные области (художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, тем самым повысить качество образовательного процесса. А самое главное у детей повышается интерес к изучению истории родного края, чувство гордости за свою страну, что непосредственно приведет к восстановлению духовности и формированию основ нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Участие родителей и детей в проектах дает возможность восхищаться природой своей малой родины, позволяет прогнозировать разрушительные изменения в природе от негативного воздействия человека. В рамках реализации программы «Краеведение» дети, при поддержке родителей и педагогов, учатся оберегать окружающую природу, посильным трудом украшать то место, где мы живем, и считаем своей малой родиной.
Метод проектов при реализации программы Краеведения является способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, дает возможность развития самостоятельного мышления ребенка, уверенности в себе и в собственных возможностях, развития творческого мышления, логики, познания, любознательности, расширяет, систематизирует знания детей об условия жизни: территории, климатических особенностях, природе, организации общественной жизни родного края.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой.