Хлебунова Лариса Николаевна
Организация практической деятельности дошкольников в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«Организация практической деятельности дошкольников в природе»
На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Публикация «Организация практической деятельности дошкольников в природе» размещена в разделах
Детям нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее удачно и продуктивно будет усваиваться в условиях полного личностного раскрепощения, через различную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, мы отметили, насколько живо дети усваивают знания, полученные в практической деятельности : работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.
Первое, что мы сделали — создали условия для экологического воспитания. Для этого организовали работу по созданию уголка природы в группе : посадили разнообразные комнатные цветы, пополнили инвентарь для трудовой деятельности. Также оформили календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовили коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствует расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.
В своей работе активно использую практическую деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы, практическую работу и поисковую деятельность.
Комнатные растения помогают нам удовлетворить потребность детей в познании. Дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками.
В нашем детском саду был объявлен смотр-конкурс «Огород на окне». Из пластмассового конструктора мы вместе с детьми построили домик, а вокруг него создали огород - посадили лук, салат, редис, томаты, огурцы, цинии. Присматривать за огородом мы доверили бабушке и дедушке из сказки «Репка».
Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.
В результате мы узнали:
- что растет в огороде;
- что нужно растениям для роста;
- что в группе можно вырастить целый огород;
- и просто весело провели время.
А ещё мы заняли 1 место в смотре-конкурсе на лучший огород на окне МДОУ «Детский сад № 6» и приняли участие во Всероссийском конкурсе фотографий «Весенние фантазии».
Полученные результаты:
- Дети научились выращивать растения из семян и луковиц, запомнили основные условия выращивания растений, правила ухода за ними. В ходе проекта дети узнали о существовании сорняков, научились пропалывать, рыхлить, поливать землю, узнали, что наносит вред растениям.
- Создав огород на окне, мы вырастили зеленый лук, салат, рассаду томатов, огурцов, цветов. На клумбу мы высадили цинию, ночную красавицу.
- С помощью дневника дети научились вести наблюдения и делать свои первые зарисовки и выводы.
- Проект способствовал развитию таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы.
Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку.
В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц и насекомых. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек — часть природы и подчиняется ее законам, о самооценке природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.