Ольга Васильева
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели НОД
тема, задачи,
оборудование Место в
режимных моментах
(форма, цель) Средства для самостоятельной
деят-ти Ожидаемый результат Вовлечение родителей в образовательную деятельность
1 неделя «Знакомимся с песком» Предметное окружение.
Тема: «Секреты песка».
1. Формировать представления детей о том, что песок имеет свойства (сыпучесть, вязкость, липкость, развивать тактильные ощущения.
Материал и оборудование: стол для игр с песком и водой, песок, формочки, совочки, лейки по количеству детей, влажные салфетки.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ФЭМП.
Тема: «Таинственный песок».
1. Формировать умение детей называть и различать геометрические фигуры (круг и квадрат) и основные цвета предметов.
2. Совершенствовать умение детей определять количество предметов в группе «один - много».
Материал и оборудование: стол для песка и воды, совочки, наборы формочек, влажные салфетки.
Утро.
Беседа о песке.
Цель: закрепление свойства песка (сыпучесть).
Ваню, Сашу и Арсения поупражнять в рисовании сухим песком и пальчиком на песке.
Эксперемент «Вот какой песок».
Цель: закрепление знаний о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы).
Прогулка 1.
Наблюдение «Песок на участке».
Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.
Вечер.
Опыт «Сухой и мокрый песок».
Цель: закрепление представлений детей о том, что песок имеет свойства, развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Игра «Печем печенье».
Цель: закрепление представлений детей о свойствах песка.
Прогулка 2.
Эксперимент «Почему не получился куличик?»
Цель: закрепление свойств песка.
Песочница для игр.
Песочные наборы.
Строительные наборы.
Наборы машинок, домашних животных.
Ведерки.
Подносы.
Детские журналы и энциклопедии.
Называют свойства песка и используют их в играх.
Различают круг и квадрат и основные цвета предметов.
Определяют количество предметов «один – много». Порекомендовать родителям закреплять с детьми свойства песка во время игр в песочнице.
Предложить родителям закреплять с детьми умение определять количество предметов «один – много».
2 неделя «Что такое воздух?» Предметное окружение.
Тема: «Воздух вокруг нас»
1. Формировать знания детей о том, что воздух есть вокруг и внутри нас.
2. Формировать представления детей о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий).
3. Совершенствовать знания детей о характеристиках воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Оборудование и материал: воздушные шарики для каждого ребенка, стаканы с водой, коктейльные трубочки, бумажные веера, схематические картинки с изображением свойств воздуха.
ФЭМП.
Тема: «Воздух невидимка».
1. Формировать представления детей о свойствах воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущаем).
2. Совершенствовать умение детей определять количество предметов в группе «один - много».
Материал и оборудование: воздушные шарики, стаканчики, трубочки, пакеты, игрушка медвежонок.
Утро.
Беседа «Что такое воздух?»
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Игры с соломинкой и воздушным шариком.
Цель: закрепление представлений о том, внутри человека есть воздух.
Прогулка 1.
Наблюдение за ветром.
Цель: закрепление о природном явлении- ветре.
Игры по обнаружению воздуха.
Цель: закрепление знаний детей о том, что человек дышит воздухом. Закрепить, что ветер – это движение воздуха.
Подвижная игра «Пузырь».
Вечер.
Опыт «Что в пакете?»
Цель: закрепление умений детей находить воздух в окружающем пространстве.
Чтение художественной литературы. А. С. Пушкин. «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане».
Воздушные шары.
Вертушки.
Мыльные пузыри.
Картинки с изображением ветра.
Игрушка мельница.
Султанчики.
Бумажные самолетики.
Понимают, что воздух есть вокруг и внутри нас.
Имеют представления о том, что воздух занимает место и обладает свойствами.
Имеют представления о характеристике воздуха.
Определяют количество предметов «один – много». Порекомендовать родителям закреплять с детьми характеристики воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущаем) во время игр.
Предложить родителям закреплять знания детей о том, что воздух есть внутри нас и вокруг на примере опытов.
3 неделя «Солнечные лучи». Предметное окружение.
Тема: «Где ты, солнышко?»
1. Формировать представление детей о солнце – источнике тепла и света.
2. Формировать элементарные представления детей о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
3. Совершенстовать представления детей о свойствах солнечных лучей.
Материал и оборудование: большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, аудио запись.
ФЭМП.
Тема: «У солнышка в гостях». 1. Совершенствовать умение находить один и много предметов в специально-созданной обстановке.
2. Формировать умение различать и называть круг и квадрат.
Материал и оборудование: мягкая игрушка Зайчик, кубики, круги, грамзапись: «Солнышко встаёт». Утро.
Беседа «В гости к солнышку».
Цель: закрепление элементарных представлений о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
Экспериментирование «Поиграем с солнышком» Цель: определение, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
Дидактическая игра «Солнышко».
Цель: закрепление знания детей о природном объекте.
Прогулка 1.
Наблюдение за солнцем на прогулке.
Цель: закрепление знаний детей о солнце – источнике тепла и света.
Опыт «Солнечные лучи».
Цель: закрепить знания детей о свойствах солнечных лучей.
Вечер.
Опыт «Солнечный «зайчик».
Цель: закрепление понятий того, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.
Загадывание загадок о солнце.
Цель: закрепление представлений детей о солнце.
Чтение художественной литературы. Потешка «Солнышко-ведрышко», Ю. Марцинкявичюс «Солнце отдыхает».
Прогулка 2.
Наблюдение за осенним солнцем.
Цель: закреплять знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет.
Картинки с изображением солнца, солнечных лучей.
Книга «Я познаю мир».
Наборы мелких игрушек: животные, растения, дома.
Зеркала (небьющиеся)
Карточки с изображением животных, растений, природных явлений.
Имеют представления о солнце.
Имеют элементарные представления о влиянии солнца на окружающий мир.
Имеют представления о свойствах солнечных лучей.
Умеют находить один и много предметов.
Умеют различать и называть круг и квадрат. Порекомендовать родителям закреплять с детьми знания о свойствах солнечных лучей во время прогулок.
Предложить родителям закреплять с детьми умение находить в быту один и много предметов.
4 неделя «Водичка, водичка…» Предметное окружение.
Тема: «Волшебница - вода»
1. Формировать знания детей о свойствах воды (жидкая, мокрая, прозрачная).
2. Совершенствовать представления детей о назначении воды, использование ее человеком.
Материал и оборудование: стаканчики с кипячёной водой для детей, 3 пустых прозрачных
стаканчика, бутылка с водой, 1 стаканчик с кристалликами марганцовки, 1 стаканчик со сладкой водой, 1 стаканчик с соленой водой.
ФЭМП.
Тема: «Кому нужна вода»
1. Формировать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя прием приложения и наложения (короткий, длинный).
2. Совершенствовать умение детей называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат.
Материал и оборудование:
солнышко, домик, таз с водой, монетка, 2 стакана, 2 губки: большая и маленькая; игрушки: лягушонок, лошадка, петушок, мышка. Утро.
Тематическая беседа «Водичка, водичка».
Цель: закрепление знаний детей о пользе воды.
Исследование «Вода может литься, а может разбрызгиваться».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды : при соприкосновении с твёрдой поверхностью она разбрызгивается.
Прогулка 1.
Эксперимент «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды : в ней растворяются некоторые вещества.
Вечер.
Опыт «Горячий и холодный».
Цель: закрепление представлений детей о том, что вода имеет свойство нагреваться.
Дидактическая игра «Тонет – не тонет».
Цель: закрепление знаний детей о том, что резиновые игрушки не тонут в воде.
Игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях.
Прогулка 2.
Наблюдение за дождем.
Цель: закрепление знаний детей о природном явлении – дождь.
Картинки.
Лейки.
Стаканчики.
Наборы резиновых игрушек.
Наборы строительного набора.
Детская энциклопедия.
Наборы детской посуды.
Ванночка для купания кукол.
Стиральная машинка (игрушка).
Принадлежности для стирки (игрушки). Имеют представления о том, что вода жидкая, мокрая, прозрачная.
Имеют представления о назначении воды и использовании ее человеком.
Умеют сравнивать два предмета по длине, используя приложение и наложение.
Называют круг и квадрат. Порекомендовать родителям показать детям, как в быту используется вода.
Порекомендовать родителям закреплять с детьми умение сравнивать два предмета по длине, используя прием наложения и приложения.
Приложение
Эксперимент «Вот какой песок».
Возьмём горсть песка и выпускаем его струйкой. Дети делают вывод: песок сыпучий. Насыпаем его в форму, переворачиваем: он не сохраняет форму. Нальём в сухой песок воду, пробуем сыпать. Почему не сыпется? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, что из мокрого песка можно сделать фигурки.
Игры с соломинкой и воздушным шариком.
«Игры с соломинкой»
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришёл Чебурашка, он принес для вас трубочки. Возьмите трубочки и подуйте в неё на свою ладонь.
Дети дуют, проверяют наличие воздуха через подставленную ладошку. Делают вывод о том, что внутри человека тоже есть воздух. Без воздуха человек не может жить. Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже?
Дети: Да.
Воспитатель: Следовательно, воздух можно почувствовать. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?
Чебурашка: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему?
Дети: (предлагают)
Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, который внутри нас. По трубочке воздух выходит, он легкий и через трубочку поднимается наверх. Давайте попробуем зарисовать пузырьки.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня мы узнали, что воздух внутри человека можно почувствовать и увидеть. И Чебурашке тоже очень понравилось играть с нами, он говорит вам спасибо.
Опыт «Солнечный «зайчик».
Воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.
Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».
- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик»).
Дидактическая игра «Тонет – не тонет».
На столе стоит большая чаша с водой.
(у воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками)
Ребята, а что у меня в руках? (коробка мячами)
Ребята, как вы думаете, наши мячики не тонут? Давайте узнаем?
( воспитатель вместе с детьми рассматривает шарики: пластмассовые, резиновые и деревянные)
(Дети по одному опускаю шарики и мячики в воду, наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти предметы не тонут, так как они деревянные, резиновые и пластмассовые)
Опыт «Горячий и холодный».
Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.
-Ребята как проверить? Не знаете, надо дотронутся, до емкости.
Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой.
-Какой тазик?
Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой.
Какой таз, как вы думаете?
Верно, горячий, потому что вода горячая.
Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей.
Теперь ее можно потрогать пальчиком.
Игра «Ходят капельки по кругу?»
Звучит музыка, напоминающая дождь.
Воспитатель – мама Тучка, а детки - капельки.
Под музыку капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Художественные произведения.
Потешка «Солнышко – ведрышко»
«Солнышко-вёдрышко
Выгляни в окошко.
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Солнышко – вёдрышко
Взойди поскорей
Освети, обогрей
Телят, да ягнят,
И малых ребят!»
«Солнце отдыхает». Юстинас Марцинкявичюс.
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю
И устало.
Отдыхать за лесом тёмным село.
Если вдруг найдёшь его в лесу ты,
Там, на где на траве туман и сырость,
не буди,
У солнца сон - минуты,
не шуми,
Весь день оно трудилось.
А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Загадки о солнце.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.