Екатерина Баландина
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Основными формами реализации ФГОС ДО являются : совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей. Существенные характеристики организации образовательной деятельности - это :
Публикация «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до,» размещена в разделах
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время организованной образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
- открытый временной конец организованной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Меняется стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
Рассмотрим организацию партнерской деятельности взрослого и ребенка на разных этапах организованной образовательной деятельности.
Начало - это приглашение детей к деятельности. Педагог может обратиться к детям с такими вопросами: «Ребята, кто мне может помочь?», «Как вы думаете, а что надо сделать, чтобы?», «Я прошу тебя мне помочь, потому что уверена, что ты это знаешь и умеешь», «Я буду выполнять эту работу, а что планируешь делать ты?»
В совместной партнёрской деятельности активность и самостоятельность ребёнка сочетается с руководящей ролью педагога. Но, в отличие от традиционных методов образования, здесь исключается психологическое давление на ребёнка, взаимодействие строится на основе мотивации, без принуждения. На первом этапе организации образовательной деятельности важна мотивация. Можно заинтересовать ребёнка тем, что продукт его деятельности будет принадлежать только ему, т. е. рисунки, поделки дети делают не для выставки, а для самих себя, например: «Красивые бусы», «Нарядная елочка», «Волшебная снежинка», «Космическая ракета», «Колодец для рукодельницы», «Кораблик для путешествия», «Дом в котором я живу» и т. д.
На основном этапе партнёрская деятельность организуется на основе игры, которая в разном возрасте имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте главное для игры – это взаимоотношения детей, сюжетосложение, комбинирование историй. При этом вымышленный сюжет требует сначала постановки игровой задачи, а потом – образовательной. Например, при организации образовательной деятельности на тему «Поможем воде стать чистой» дети нашли письмо от героев Цветочного города из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», которые не знали что делать, как им быть без чистой воды. Обсудив с детьми сложившуюся ситуацию, мы решили, что воду можно очистить (чем…разными фильтрами. Наметив задачу для совместного выполнения, нашли возможные способы ее реализации. Свободно передвигаясь, дети принесли из уголка экспериментирования фильтры. Далее по символам и схемам дети наметили дальнейшую свою деятельность. Педагог в ходе деятельности ставит вопросы развивающего содержания (как ты думаешь, вода будет чище, если взять другой фильтр); проявляет заинтересованность в результате (как у тебя это получилось); включается во взаимную оценку (как быстро ты сегодня сделал) и интерпретацию действий участников (вы не забыли про мудрость Совы); усиливает интерес ребенка к работе сверстника (посмотри, как интересно придумал Рома, поощряет содержательное общение (интересно с Полиной, правда, она всегда придумает интересное, провоцирует взаимные оценки (необычное решение у Ани, правда, обсуждает возникающие проблемы (Лева всегда подумает о других, (подумай, чем можно помочь и где взять…
В совместной партнёрской деятельности очень важна позиция взрослого. Он – не воспитатель, не учитель, а партнёр, он наравне с ребёнком. Партнёр – это тот, кто умеет заинтересовать детей и на равных участвовать с ним в общем деле.
Партнерская форма образовательной деятельности требует и определенной организации пространства. Например: организованная образовательная деятельность в старшей группе «Сюрприз для мамы» начинается с «круглого стола», с непринуждённой беседы, где взрослый беседует с детьми о предстоящем празднике для мамы, как и какой сюрприз можно сделать мамам. Выслушиваются все идеи и предложения детей и взрослых (воспитатель, помощник воспитателя). При этом игровая задача для ребёнка «Испеки печенье для мамы». Образовательная задача такова: «Мы будем учиться замешивать тесто, раскатывать его, делать заготовки для печенья различной геометрической формы». Далее, дети свободно выбирали «рабочие места» из заранее организованного воспитателем пространства «кондитерского цеха», перемещались, чтобы взять тот или иной материал, инструмент…В конце работы все вместе весело, с юмором обсудили, где мы можем выпечь сделанное своими руками печенье для своих мам. Выпекли на пищеблоке с помощью повара детского сада. В результате сюрприз удался, вечером ребята приглашали своих мам в группе на чай с печеньем и взахлёб рассказывали рецепт приготовления.
Партнёрство – это всегда мотивация без принуждения, когда дети по собственной инициативе участвуют в деле, которое предлагает взрослый. Педагог должен уметь заинтересовать ребёнка. В этом состоит его педагогическое мастерство. Например, педагог, включаясь с детьми в общее дело, говорит: «Я буду вырезать снежинки!» Далее он рассказывает, как он будет выполнять работу, какие у него возникают трудности. Из этого разговора, дети усваивают, что взрослый не учитель, а равноправный партнёр, друг, единомышленник. Место педагога не у доски, а среди детей.
Партнёрская деятельность на заключительном этапе организованной образовательной деятельности тоже имеет свои особенности. Каждый ребенок работает в своем темпе. Если он раньше закончил работу, то вправе отправиться играть, заняться самостоятельной деятельностью. Заранее педагог вместе с детьми разрабатывают правила поведения, чтобы не мешать другим детям. Следуя этим правилам, ребёнок вырабатывает волевую саморегуляцию. Задача педагога – позитивная социализация ребёнка. В рефлексии партнёрская деятельность заключается в уважении к человеческому достоинству дошкольников, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Например: «Ребята, вы довольны своим трудом, «Понравилось ли вам быть в роли…., «Как вы думаете, понравится ли родителям ваша работа?», «Помогли ли вы кому-то…., «С какими трудностями вы столкнулись в работе?», «Что было сделать труднее всего? А что легче?» «Из чего бы ты посоветовал Почемучке сделать кораблик?», «Какими фильтрами смогут пользоваться жители Цветочного города, чтобы очистить воду?» и т. д.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка : что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремление к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Библиографический список
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
2. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду : учебно-методическое пособие / И. Ф. Слепцова. М. : Обруч, 2015.
3. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014 №8.