Наталья Холмогорова
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
«Организация музыкальной предметно – развивающей среды в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
Роль музыки на развитие детской личности, в период её становления, отмечают многие современные педагоги и психологи. Музыкальные занятия в детском саду способствуют разностороннему развитию детей: активизируют мыслительные способности ребёнка, совершенствуют слуховое восприятие, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного.
Публикация «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для организации музыкальной деятельности, во всех возрастных группах, оформляются центры музыкального развития.
В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом играют в музыкально – дидактические игры, вспоминают танцевальные движения, разучивают тексты песен, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности.
Половину, двенадцатичасового пребывания в детском саду, ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, в старшем около 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности в группе, где воспитатель направляет, стимулирует и корректирует эту деятельность.
Музыкальная предметная среда в группах ДОО должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволит детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Цель в организации музыкальной деятельности в центрах художественно – эстетического развития (музыка) :
Способствовать гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей. Повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах.
Задачи:
1. Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО.
2. Организовать развивающую музыкальную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, с учетом гендерных особенностей воспитанников.
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
При создании музыкальных уголков (зон) в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность и рациональность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования (детских музыкальных и шумовых инструментов, дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности, иллюстрационного материала по музыкальным произведениям).
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
Классификация оборудования для музыкальных зон :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - различные атрибуты, шапочки, маски, детские костюмы, мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор-ские музыкальные инструменты (они предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, различные виды театра.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим и диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки) :
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия - нотное лото, нотный стан, лесенки 3-7 ступенек и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»)
4. Аудиовизуальные пособия: аудио – видеодиски, фонограммы.
Материальная база должна пополняться с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих музыкальных инструментах.
Паспорт музыкального уголка
Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей.
Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.
Шаблон паспорта музыкального уголка :
• Название уголка, и для какой возрастной категории детей он предназначен.
• Задачи уголка (кратко).
• Предметы мебели, количество.
• Электроприборы, если есть (акустическая система, компьютер).
• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
• Перечень музыкальных инструментов, количество.
• Дидактические и настольные игры.
• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
Как назвать музыкальный уголок :
Вариантов названия музыкальных центров — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра.
Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям.
• «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск»;
• «Центр музыки»;
• «Музыка и мы»;
• «Весёлые нотки».
Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей.
• «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа»;
• «Музыкальный городок»;
• «Доремишка», «Домисолька»;
• «Музыкальная палитра/страна»;
• «Нотный град»;
• «Лейся, песня!»;
• «Играй, гармонь!»;
• «Радуга мелодий»;
• «От нотки к нотке»;
• «Мелодии детства»;
• «Территория музыки»;
• «Музыкальная гостиная».
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 1 до 4 лет (2-я ранняя группа, 1-я младшая группа, 2-я младшая группа) :
• куклы-неваляшки;
• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• шумовые инструменты (нестандартные) – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д.
• игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты : погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
• атрибуты к музыкальным подвижным играм «Котик» «Козлик», «Лиса и Зайчики» «Медведи» «Самолет», «Лошадки», «Ежики», «Петушок»;
• музыкально-дидактические игры : «Зайцы», «Где мои детки?», «Курица и цыплята» и др. ;
• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
• ширма настольная с перчаточными игрушками;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• музыкальные картинки к песням и произведениям по слушанию музыки, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средняя группа) :
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
• металлофон;
• шумовые инструменты для детского оркестра;
• книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
• альбомы с картинками к песням и музыкальным произведениям, которые слушали на музыкальных занятиях;
• фланелеграф или магнитная доска, фишки, изображения «Петушок», «Солнышко», «Цветочек», «Елочка» (большие и маленькие);
• атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа, для инсценирования («Репка», «Теремок»);
• платочки, маски, элементы ряжения;
• музыкально-дидактические игры : «Сколько нас поёт?», «Угадай-ка», «В лесу», «Наш оркестр» и др. ;
• атрибуты к подвижным музыкальным играм : «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь» и др. ;
• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;
• ширма настольная и набор игрушек;
• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
• CD проигрыватель, набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшая группа) :
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• бубны, барабаны, треугольники и др. ;
• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
• иллюстрации по теме П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»;
• музыкальные игрушки - самоделки (шумовой оркестр) – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;
• портреты композиторов Чайковский П. И., Кабалевский Д. Б. ;
• иллюстрации «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Лошадки», «Клоуны», «Вальс», «Утки идут на речку», «Болезнь куклы», «Новая кукла» «Игра в лошадки»;
• музыкально-дидактические игры : «Музыкальный домик», «Чей это марш?», «Песня-танец-марш», «Ритмические полоски», «Выбери инструмент» и др. ;
• атрибуты к подвижным играм;
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
• ширмы: настольная и ширма по росту детей;
• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д. ;
• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-8лет (подготовительная к школе группа) :
• музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.);
• портреты композиторов- П. Чайковский, Э. Григ, Д. Б. Кабалевский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков;
• иллюстрации по теме «Времена года», к музыкальным сказкам, песням («Осень», «Моя мама», «Моя Россия», «Новогодняя», «Зимняя песенка», «Будем моряками», «Идет весна», «Песенка о светофоре», «В лесу», «Масленица», «День Победы», «До свидания, детский сад», «Лето», «Солнышко»);
• картинки к слушанию музыки- Ш. К. Сен-Санс «Карнавал животных, М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» и др.);
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые);
• набор самодельных инструментов для шумового оркестра – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;
• музыкально-дидактические игры : «Узнай песенку», «Определи по ритму», «Три танца», «Весело-грустно», «Громкая и тихая музыка», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Кого встретил Колобок?», «Музыкальный магазин» и т. д. ;
• атрибуты к подвижным играм;
• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
• CD проигрыватель и набор программных аудиозаписей или дисков.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде!