Лучший педагог года

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до

Наталья Холмогорова
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать +Заказ

«Организация музыкальной предметноразвивающей среды в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»

Роль музыки на развитие детской личности, в период её становления, отмечают многие современные педагоги и психологи. Музыкальные занятия в детском саду способствуют разностороннему развитию детей: активизируют мыслительные способности ребёнка, совершенствуют слуховое восприятие, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного.

Публикация «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Для организации музыкальной деятельности, во всех возрастных группах, оформляются центры музыкального развития.

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом играют в музыкально – дидактические игры, вспоминают танцевальные движения, разучивают тексты песен, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности.

Половину, двенадцатичасового пребывания в детском саду, ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходится 30 минут, в старшем около 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности в группе, где воспитатель направляет, стимулирует и корректирует эту деятельность.

Музыкальная предметная среда в группах ДОО должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды.

Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволит детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Цель в организации музыкальной деятельности в центрах художественно – эстетического развития (музыка) :

Способствовать гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей. Повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах.

Задачи:

1. Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

2. Организовать развивающую музыкальную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, с учетом гендерных особенностей воспитанников.

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

При создании музыкальных уголков (зон) в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность и рациональность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования (детских музыкальных и шумовых инструментов, дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности, иллюстрационного материала по музыкальным произведениям).

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

музыкально-творческая деятельность.

Классификация оборудования для музыкальных зон :

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - различные атрибуты, шапочки, маски, детские костюмы, мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор-ские музыкальные инструменты (они предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, различные виды театра.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим и диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки) :

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия - нотное лото, нотный стан, лесенки 3-7 ступенек и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»)

4. Аудиовизуальные пособия: аудио – видеодиски, фонограммы.

Материальная база должна пополняться с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих музыкальных инструментах.

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей.

Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка :

• Название уголка, и для какой возрастной категории детей он предназначен.

• Задачи уголка (кратко).

Предметы мебели, количество.

• Электроприборы, если есть (акустическая система, компьютер).

• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).

• Перечень музыкальных инструментов, количество.

• Дидактические и настольные игры.

• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Как назвать музыкальный уголок :

Вариантов названия музыкальных центров — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра.

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям.

«Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск»;

«Центр музыки»;

«Музыка и мы»;

«Весёлые нотки».

Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей.

«Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа»;

«Музыкальный городок»;

«Доремишка», «Домисолька»;

«Музыкальная палитра/страна»;

«Нотный град»;

«Лейся, песня!»;

«Играй, гармонь!»;

«Радуга мелодий»;

«От нотки к нотке»;

«Мелодии детства»;

«Территория музыки»;

«Музыкальная гостиная».

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 1 до 4 лет (2-я ранняя группа, 1-я младшая группа, 2-я младшая группа) :

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• шумовые инструменты (нестандартные) – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д.

• игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты : погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм «Котик» «Козлик», «Лиса и Зайчики» «Медведи» «Самолет», «Лошадки», «Ежики», «Петушок»;

музыкально-дидактические игры : «Зайцы», «Где мои детки?», «Курица и цыплята» и др. ;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

музыкальные картинки к песням и произведениям по слушанию музыки, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средняя группа) :

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра;

• книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• альбомы с картинками к песням и музыкальным произведениям, которые слушали на музыкальных занятиях;

• фланелеграф или магнитная доска, фишки, изображения «Петушок», «Солнышко», «Цветочек», «Елочка» (большие и маленькие);

• атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа, для инсценирования («Репка», «Теремок»);

• платочки, маски, элементы ряжения;

музыкально-дидактические игры : «Сколько нас поёт?», «Угадай-ка», «В лесу», «Наш оркестр» и др. ;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм : «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь» и др. ;

музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;

• ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• CD проигрыватель, набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшая группа) :

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• бубны, барабаны, треугольники и др. ;

музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»;

музыкальные игрушки - самоделки (шумовой оркестр) – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;

• портреты композиторов Чайковский П. И., Кабалевский Д. Б. ;

• иллюстрации «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Лошадки», «Клоуны», «Вальс», «Утки идут на речку», «Болезнь куклы», «Новая кукла» «Игра в лошадки»;

музыкально-дидактические игры : «Музыкальный домик», «Чей это марш?», «Песня-танец-марш», «Ритмические полоски», «Выбери инструмент» и др. ;

• атрибуты к подвижным играм;

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

ширмы: настольная и ширма по росту детей;

музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые;

атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д. ;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-8лет (подготовительная к школе группа) :

музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.);

• портреты композиторов- П. Чайковский, Э. Григ, Д. Б. Кабалевский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков;

• иллюстрации по теме «Времена года», к музыкальным сказкам, песням («Осень», «Моя мама», «Моя Россия», «Новогодняя», «Зимняя песенка», «Будем моряками», «Идет весна», «Песенка о светофоре», «В лесу», «Масленица», «День Победы», «До свидания, детский сад», «Лето», «Солнышко»);

• картинки к слушанию музыки- Ш. К. Сен-Санс «Карнавал животных, М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» и др.);

альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра – баночки, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;

музыкально-дидактические игры : «Узнай песенку», «Определи по ритму», «Три танца», «Весело-грустно», «Громкая и тихая музыка», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Кого встретил Колобок?», «Музыкальный магазин» и т. д. ;

• атрибуты к подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

• CD проигрыватель и набор программных аудиозаписей или дисков.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде!

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во 2 младшей группе МБДОУ д/с №31 г. о. Кинешма. Воспитатель:.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 5 мая 2022 в 13:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Холмогорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД