Оксана Шайденко
Организация экспериментальной деятельности в форме сказки-путешествия. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности в форме сказки-путешествия. Из опыта работы
Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка
Задачи:
– показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей;
– развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими педагогами.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности в форме сказки-путешествия, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход деятельности
Хочу начать свое выступление с китайской пословицы:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
«Путешествие Алисы в мир чудес».
Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за калитку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Алиса стояла на тёплом сухом песке, как вдруг пошёл дождь. Она спряталась под деревом и наблюдала за каплями дождя.
Она увидела лужи, которые стали появляться в ямках на берегу. И у неё возник вопрос: А может ли вода принимать форму?
Опыт №2
Перед нами пустые сосуды. Давайте заполним их водой. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Но ведь это ещё не всё, что может происходить с водой.
Если её заморозить, она превратится в лёд.
А ещё если над горячей водой есть пар, то это тоже капельки воды.
(открыть термос с горячей водой и сверху приложить зеркало)
Воспитатель: Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Но тут она увидела радугу
Опыт № 3 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Воспитатель:
Пока Алиса любовалась радугой, её ступни на мокром песке оставили следы.
Опыт № 4
Давайте рассмотрим песок.
Из чего он состоит?– из песчинок
Песчинки маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу
Можно из песка лепить?–да
Что нужно для этого сделать с песком?– полить водой
А ещё на мокром песке можно оставить отпечаток, след.
Давайте надавим пальчиком на мокрый песок.
Что у нас получилось?– след, отпечаток
А можно лепить из сухого песка?– нет
Зато сухим песком можно рисовать.
Можно пальчиком на донышке, а можно при помощи клея.
Давайте клеем нарисуем что нибудь на листе и посыпем его песком.
Песчинки прилипли и у нас получился рисунок.
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Она вернулась домой довольная и счастливая своим маленьким путешествием. Но у неё осталось ещё очень много вопросов.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что моя «Сказка- путешествие» вам понравилась и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо за внимание.