Надежда Мальцева
Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска
Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в младшей группе детского сада
«Запоют дети – запоёт народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Публикация «Опыт работы „Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Теоретической базой моей работы являются разработки Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо беречь голос ребёнка.
Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3. «Ми» - формирование певческих навыков;
4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;
5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;
7. «Си» - развитие детского песенного творчества. Координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Певческий диапазон у детей дошкольного возраста небольшой в силу несформированности голосового аппарата.
Общий диапазон голоса у детей дошкольного возраста:
2-3 года (ми1-ля1)
3-4 года (ре1-ля1)
4-5 лет (ре1-сибемоль1)
5-6 лет (ре1-до2)
6-7 лет (до1-до2)
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения) :
• сидеть (стоять) ровно;
• не сутулиться;
• корпус и шею не напрягать
• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки :
дыхание
звукообразование
дикция
чистота интонирования
ансамбль
В начале идёт работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.
Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги ( например: да, та, ля, фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным ( например: «Я иду и пою»).
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например, игра «Язычок»
(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).
«Влево
вправо (протыкаем языком щеку слева,
(теперь щеку справа,
Раз,
два (опять слева)
(опять справа).
Вверх
вниз (протыкаем языком верхнюю губу,
(нижнюю,
Вверх — вниз
Язычок, не ленись! (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Губы, просыпайтесь!
Ротик, открывайся (вибрируем губами)
(очень широко открываем рот!
Язычок, покажись,
и зубов не страшись (кусаем кончик своего языка,
(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка!
А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаются и не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут, то сильно обижаются (в улыбке открываем верхние зубы,
(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут то снова обижаются (в улыбке открыть верхние зубы,
(выворачиваем нижнюю губу).
Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1.«Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
В отличие от статических, динамические упражнения должны выполняться в более быстром темпе
Примеры динамических артикуляционных упражнений
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный» : улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д. Кабалевского;
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Например, речевая зарядка:
Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?
Вот так, вот так, весело шагали.
Налетели комары, мы их отгоняли.
Вот так, вот так, мы их отгоняли.
Рассердились и потом шишки в них кидали,
вот так, вот так, шишки в них кидали.
Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,
позабыли мы про шишки, и домой помчались. шагаем
отгоняем руками комаров
кидаем «шишки»
побежали
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).
Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»
Рисование голосом.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. … С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.