Инна Каплина
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ»
(Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" №13 п. Радищев)
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям : неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно по-заботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи.
Публикация «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В различных городах, больших населенных пунктах появляются детские сады, и спе-циализированные группы для детей с нарушениями речи которые являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Но еще существуют такие отдаленные сельские ДОУ, где большая часть детей с нарушениями речи оказывается неохваченной специальной логопедической помощью – воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети по различным социально-психологическим, материально-экономическим и другим причинам просто не могут получить коррекционно-логопедическую помощь, в которой они нуждаются.
В связи с вышеуказанным, тему моей работы следует признать достаточно актуальной, так как она осветит проблему коррекции речевых нарушении у детей в сельском ДОУ в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждении (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов XX века.
Для того чтоб рассмотреть особенности организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи в условиях сельского ДОУ обнаруживается недостаток публикации, особенно по новым требованиям ФГОС ДО, в которых были бы показаны возможности коррекционно-логопедической работы воспитателя без специалиста-логопеда.
В тех случаях, когда сельское ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Фактически проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми. Главной целью должно стать создание воспитательной среды, которая способствовала бы раскрытию речевых возможностей детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а возможно и своевременному преодолению. Для её достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.
Первая из них – коллектив – он должен отличаться стабильностью и работоспособностью, высокой квалификацией и коммуникабельностью.
Вторая задача – диагностическая – состоит в раннем распознавании и наблюдении, контроле над состоянием речи детей.
Третья задача – профилактическая – помощь детям в нормальном речевом развитии.
Четвертая – коррекционная – задача состоит в своевременном полном или частичном сглаживании имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Все эти задачи можно реализовать двумя способами. Первый заключается в том, что эти задачи включаются в образовательную программу ДОУ. Второй способ состоит в сложе-нии целей общеразвивающей и коррекционно-речевой работы на уровне организации педагогического процесса.
Таким образом, если сельское ДОУ или отдельный воспитатель решили начать работу в этом направлении, то диагностический блок является первичным. Поэтому для выяснения нарушении речи у детей можно воспользоваться такими методами диагностики, как:
- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
- изучение истории его раннего, общего речевого развития и условии семейного воспитания;
- беседы с родителями.
После диагностики я спланировала свою работу с учетом требований, как программы и требованиям ФГОС, так и речевых возможностей детей и их продвижения в основании коррекционной работы, в соответствии с характером речевого нарушения.
Коррекционная работа осуществлялась мною на занятиях по развитию речи, которые являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи.
Основные задачи, которые решались на занятиях, можно сформулировать следующим образом:
1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлении ребенка, формированию обобщающих понятии, практических навыков словообразования и словоизменения, употребления простых распространенных предложений и некоторых видов фраз.
2. Формирования правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования разных типов предложений у детей вырабатываются умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Занятия включали разнообразные игровые и дидактические упражнения. Программный материал предлагался поэтапно с постепенным усложнением с учетом ближайшей зоны развития, как всей группы детей, так и каждого ребенка.
Занятия, направленные на знакомство со звуками включали в себя:
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- постановку правильного звукопроизношения;
- закрепление достигнутых навыков.
Также в своей работе основной акцент я делала на развитие первоначальных навыков монологической речи на основе запаса пассивных и активных речевых средств, улучшенного слухового восприятия.
Занятия, направленные на составление описательного рассказа включали в себя:
- рассматривание картины;
- уточнение понимания отдельных слов;
- беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки.
- составление рассказа.
Большое место в моей работе также занимал пересказ коротких текстов. Занятия по обучению пересказу проводились подгруппой. Для мотивации и создания интереса, активизации мыслей у детей использовался фланелеграф, магнитная доска, мультимедийный проектор. Возможен вариант – пересказ «по цепочке», также драматизация фрагментов рассказа.
Этап коррекции звукопроизношения включал в себя:
- произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;
- произношение слогов, в которых звук находится в различной позиции – в начале, середине, конце слов, со стечением согласных;
- произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;
- отработку речевых навыков в ходе коррекционных игр.
В это же время практиковалось:
- отстукивание мячом слоговых и логических ударений;
- выполнение танцевальных движений.
Дополнительно я применяла упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:
- сбор картинок пазлов;
- игра с конструктором;
- игры с игрушками-тренажерами: матрешки, резиновые ежики и прочие игры;
- построение цветовой композиции с помощью мозаики.
Так, в процессе развития мелкой моторики, дети обсуждали способы сборки фигур, картинок. Это также служило определению своего способа занятий на данном этапе.
Детям предлагалась работа в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Большую роль в коррекции нарушении речи у детей играю родители. Следует указать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит коррекционная работа, подчеркнуть полезность разумных требовании к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду. Поэтому в работе мною использовались разнообразные формы: родительские собрания, просмотры занятий, консультации, семинары-практикумы.
Помимо занятий в детском саду каждому из детей я предлагала записать задания на дом в специальных тетрадях. Использовала разнообразные пособия, тетради-раскраски, в которых собраны материалы по развитию ребенка, подготовке его к школе, а также обычные раскраски.
Для того чтобы не обременять родителей и не перегружать ребенка домашним заданием, я подходила к выполнению заданий дифференцированно - задавала раскрасить лишь часть рисунка каждому из детей или выполнить совместно с ребенком определенные задания в логопедических тетрадях.
Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению нарушений, звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.
Проанализировав результаты своей деятельности, я сделала следующие выводы: зву-копроизношение детей начинает соответствовать возрастной норме, связанные речевые вы-сказывания детей имеют четкость, последовательность изложения, словарный запас детей обогащается. У детей формируются коммуникативно-речевые навыки, что способствует их общительности, инициативности и уверенности в себе.
С уверенностью можно сказать, что в населенных пунктах, где детские сады не имеют возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Поэтому вся коррекционная работа с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, ложится на воспитателей и может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми.
Литература:
1. Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М., 1996.
2. Гаркуша Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1995.
4. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соцполит. журнал, 1994.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. М., 2003.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушении у дошкольников. - С-Пб. : Изд. Дом «Литера», 2003.
7. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи // Воспитатель. №*, 2008.
8. Ткаченко. Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1997.