Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности"
Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Публикация «Статья „Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.
Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.
Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных
отношений.
Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность, как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)
Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)
Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)
В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)
В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)
Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через :
• оснащение центров активности соответствующими материалами;
• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;
Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности : коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную
Реализация проектов по видам деятельности
Виды деятельности Формы работы
Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»
Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» - соблюдение правил
Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один - много» - повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» - ориентировка в пространстве,
Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»
Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.
Конструирование «Наш участок» - конструирование из крупного и мелкого строительного материала
Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»
Музыкальная Слушание «Новая кукла»
Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»
Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».
Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.
Утренний сбор.
В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило, утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» - дети выбирают картинку из предложенных.
• Новости «Новости об игрушках». Приемы работы с новостями:
– рассказывают только 1 - 2(3) человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы
• Пальчиковая игра ««Игрушки»
• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.
Игра «Собери картинку» - дети работают в мини-группах.
Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла - … и. т.
•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»
Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»
• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор, и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?
Вечерний сбор.
Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг, дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.
Вечерний сбор, как и утренний, состоит из нескольких частей:
1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)
2. Игра по теме.
3. Подведение итогов.
Например:
1) Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»
3) Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.
Чтобы инициировать высказывания детей, мы предлагаем вопросы:
• Что тебе сегодня понравилось?
• Что сегодня узнал нового?
• Во что ты сегодня играл и с кем?
• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?
• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.
Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Оберемок С. М. – Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;
2. Свирская Л. Программа "Сообщество";
3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;
4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;
5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;
6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL :
https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna