татьяна сибикина
Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» считается психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Для детей этой группы свойственна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Задачи коррекционно-развивающей работы :
• Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации.
• Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объёма, переключение, самоконтроль и т. д.).
• Развитие памяти (расширение объёма и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти).
• Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации.
Формирование постепенного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Развитие мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Обогащение словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования. Учить употреблять усвоенную терминологию в связных высказываниях, развивать навыки построения связных высказываний.
Методы развития познавательных процессов:
Коррекция познавательной деятельности. Регуляция деятельности
• Развивать основные компоненты мыслительной деятельности.
• Развивать наглядно-образное мышление.
• Формировать конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности.
• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
• Формировать произвольное внимание (концентрация, переключаемость, память (зрительную, объем памяти).
• Развивать умение зрительно обследовать предметы, различные изображения, выделяя существенные признаки и свойства на основе сличения с сенсорными эталонами.
• Учить обобщать предметы по принципу аналогии.
• Учить устанавливать простейшие логические связи и закономерности.
• Учить работать по образцу, словесной инструкции. Внимательно слушать педагога и выполнять задание. При необходимости учить задавать уточняющие вопросы, обращаться за помощью.
• Обучать активной поисковой деятельности.
• Формировать работоспособность на протяжении всей познавательной деятельности.
• Развивать умение доводить работу до конца, целеустремленность, заинтересованность в положительном результате в познавательной деятельности.
Игры и упражнения:
1) «Вставь пропущенную фигуру» (по аналогии);
2) «Подбери картинку» (по аналогии);
3) «Найди закономерности»;
4) Продолжи закономерности»;
5) «Подбери пропущенный фрагмент картинки» (целостный образ, анализ и синтез, умение выделять части и информативные признаки предмета);
6) Игры - головоломки (по схеме, памяти);
7) «Аналогии»;
8) «Исключи лишнее»;
9) «Сходство и различие»;
10) «Найди отличия»;
11) «Дорисуй девятое»;
12) «Угадай слово»;
13) Графический диктант»;
14) Игра «Муха»;
15) «Зрительный диктант» и др.
Развитие зрительного восприятия
• Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение).
• Формирование дифференцированного восприятия. Упражнять в узнавании предметных изображений в различных модальностях (в неполном предметном, силуэтном, контурном изображении, учить дополнять знакомую форму недостающей частью).
• Формирование элементов конструкторского мышления и конструктивных навыков.
• Формирование к детализированному восприятию. Формирование планомерности восприятия (наблюдательности). Развитие фундаментальной способности к выделению фигуры из фона.
• Развитие дифференцировки при восприятии сходных объектов, выделению главного, существенного.
Игры и упражнения:
1) Упражнения на восприятие «зашумленных», «наложенных» рисунков, объектов, расположенных в непривычном ракурсе «Путаница», «Определи недостающий фрагмент картинки», «Узнай фигуры», «Кто это? Узнай по фрагменту» и др.
2) Игры-головоломки («Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра» и т. п., «Сложи узор» (кубики Никитина, «Графический диктант» (прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки; копирование изображений с опорой на координатную сетку) и др.
3) Развивающие задания с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, счетными палочками, кубиками Никитина, «Математическим планшетом» и др.
Ориентировка в пространстве и времени
• Формировать представления о времени: частях суток, понятиях «вчера-сегодня-завтра», временах года, месяцах, днях недели, мерах времени на часах.
• Длительность временных интервалов. Определение времени по часам. Возраст людей.
• Формирование пространственных представлений, введение их в пассивный и активный словарь соответствующих терминов.
• Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела.
• Формирование представлений о расположении объектов относительно собственного тела и относительно тела другого человека, введение в словарь соответствующих понятий.
• Формирование представлений о изменении отношений между предметами в зависимости от изменения своего положения в пространстве.
• Формирование умения ориентироваться в микропространстве (на плоскости листа, доски) по словесному указанию педагога, по образцу.
Игры и упражнения:
1) «Назови пропущенное слово» - Мы завтракаем …. а обедаем…; «Как называется день, который прошел (идет, будет?»; «Назови по порядку времена года, начиная с лета»; «К какому времени года относятся эти месяцы? Назови их по порядку».
2) «Что слева от тебя?»; «У тебя в правой руке книга, а в какой руке будет книга у стоящего напротив тебя человека?» и т. д.
3) «Геометрическая мозаика», «Мозаика», «Нарисуй предмет по линейке-трафарету», «Сложи узор» (кубики Никитина, математический планшет, «Девять клеточек», «Расставь предметы по указанию педагога», «Бродилки», «Найди путь к домику», «Лабиринты», «Расставь предметы так, как скажу (на столе, на листе, в «9 клеточках»)» и т. д.
4) Графические задания в тетради в клеточку: нарисуй предмет по образцу, по инструкции педагога, графические диктанты.
Социально-бытовая ориентировка. Предметные представления
• Формирование умений обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования.
• Формирование умений правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы; группировать, обобщать.
• Уточнение обобщающих понятий. Группировка, классификация предметов по форме, цвету, величине. Группировка, классификация предметов по функциональному назначению.
• Анализ – синтез, построение логических цепочек. Классификация, обобщение, построение логических цепочек, аргументация.
• Учить в сюжетном изображении видеть главное, устанавливать причинно-следственные связи по сюжетной картинке и извлекать информативные признаки при восприятии деталей картины.
• Формирование у детей представлений о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций. Учить понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей.
Игры и упражнения:
1) «Найди в картинке, что изображено неверно»;
2) «Чего в предмете недостает?»;
3) «Какие предметы ближе, а какие дальше?»;
4) «Парные картинки» (цветное, силуэтное, контурное изображение», «Зашумленные картинки»;
5) «Спрятанные предметы»;
6) «Геометрическая мозаика», игры – головоломки;
7) «Лото»;
8) «Парные картинки» (цветное, силуэтное, контурные изображения);
9) «Найди отличия»;
10) «Собери картинку» (пазлы);
11) «Как расположены фигуры» (графические задания);
12) «Найди вторую половинку предмета» и др.
Развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики. Формирование навыка письма
• Формирование способов обследования предметов. Учить детей выделять признаки предметов по структуре поверхности.
• Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу.
• Учить правильно держать карандаш (ручку, обводить по контуру изображений без чрезмерных усилий.
• Развитие графических навыков : закрашивание в одном направлении, не заходя за контуры; проведение штриховки простых фигур.
• Развитие моторики : действия и движения разных частей тела.
• Развитие моторики, графомоторных навыков: использование трафаретов и шаблонов.
• Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое и кинетическое развитие : выразительность движений при имитации животных.
• Тактильно-двигательное восприятие: определение свойств и качеств предметов наощупь.
• Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза, слухо-моторной координации.
• Ориентировка на месте бумаги разного формата (тетрадь, альбом, ватман).
Игры и упражнения:
1) «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Найди пару» (по характеру поверхности) и др. ;
2) Рисование с помощью линейки-трафарета, обводки по контуру, закрашивание рисунков, рисование дорожек и др. ;
3) Срисовывание с образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений предметов по образцу, по памяти; «Зрительно – слуховые диктанты», «Зрительные диктанты», «Графические диктанты», и др. ;
4) Игры и упражнения с массажными мячиками, с шариком «Су-Джок»; вращение волчка; пальчиковые игры и упражнения и др.
Формирование учебной деятельности
• Формировать содержательную учебную мотивацию.
• Развивать умение ориентироваться в задании.
• Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль своей деятельности.
• Формировать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца.
Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в детском саду способствует развитию всех познавательных процессов. Данные методы активно применяются на занятиях в ДОУ.
Библиографический список
1. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития : методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.
2. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. М. Н Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб. : «Дельта», 1998.
3. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития : методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников : методические рекомендации. – М. : Баллас, 2003.
6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Книга для педагогов-дефектологов. – М. : Владос,2004.