Райля Дерюгина
«Семейный очаг». Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА КЛУБА «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
С ДЕТЬМИ 7-18 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ
Автор-составитель:
специалист по социальной работе
Дерюгина Р. Ф.
Руководитель:
Камалова А. Г.
зав. отделением
социальной помощи семье и детям
ОКТЯБРЬСКИЙ
2018 ГОД
1. Паспорт программы
Наименование программы «Семейный очаг»
Автор программы Дерюгина Р. Ф. специалист по социальной работе
Публикация «„Семейный очаг“, Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Территориальная реализации программы г. Октябрьский РБ
Учреждение реализующее программу ГБУ РБ Западный межрегиональный центр «Семья»
Руководитель программы Камалова А. Г. заведующий отделения ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» в г. Октябрьский
Актуальность проблемы Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.
Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Специалисты центра «Семья» предлагают для семей с ограниченными возможностями здоровья развивать в детях свои способности, реализовывать свои интересы, желания. Тогда в развитии они не будут чувствовать себя ущемленными, обиженными, обделенными. Каждый ребенок – это личность. Главный девиз педагогов – это личность, которую надо уважать и создать условия для ее развития. Каждый успех ребенка должен вызывать восторг у родителей и самих ребят.
Коррекционная работа дает положительный результат, когда специалисты и родители действуют согласованно, и только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам. Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние.
Наиболее важной составляющей частью коррекционной работы является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его кругозора
Целевая группа Дети в возрасте 7-18 лет
Цель программы Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.
Задачи программы 1. Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.
2. Познакомить родителей с эффективными методами детско- родительских взаимодействий, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.
3. Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.
4. Формировать включение детей в социум.
Ожидаемые результаты 1. Желание и положительный настрой у родителей к процессу развития детей, умение видеть достижения каждого ребенка.
2. В результате реализации программы родители самостоятельно прогнозируют результат психолого-педагогического влияния на своего ребенка, умеют принимать самостоятельные решения.
3. Увеличение числа семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позитивной мотивацией совместного взаимодействия.
Целевые индикаторы Значение индикатора (показателя)
Посещение детьми и родителей занятий, мероприятий с положительным мотивационным и психолого-педагогическим настроем на эффективный результат взаимодействий в социуме.
Этапы и сроки реализации Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный, итоговый в конце каждого отчетного периода.
Формы и методы работы Организационные;
Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Групповые: консультации, круглые столы, совместные выезды.
Индивидуальные: беседы, консультации, игры, театральная деятельность.
Ресурсы Кадровые, материально-технические, нормативно правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий
Направления и их содержание Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Развитие комплекса предоставляемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
2 Развитие у детей с ограниченными возможностями
здоровья и взаимодействие с обычными здоровыми детьми.
3 Развитие у детей восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики в процессе совместной деятельности с родителями.
4 Расширение у детей с ограниченными возможностями здоровья опыта ориентировки в окружающем бытовом пространстве, обогащая его разнообразными сенсорными впечатлениями.
5 Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со здоровыми сверстниками.
Мероприятия программы Программа по профилактике социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с участием родителей и здоровых детей проводится с планом мероприятий.
2. Пояснительная записка
2.1. Обоснование актуальности
ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ограниченными возможностями здоровья различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других людей.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях, финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Именно поэтому сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию его в социум. То есть то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов, о которых мы рассмотрим.
При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.
Дети в процессе социализации проходят следующие стадии:
1)имитация - в процессе которой копируют поведение взрослых;
2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением;
3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение.
Таким образом, образовательное пространство при социализации составляют :
1. дети
2. родители
3. специалисты (психолог, логопед, дефектолог, социальный работник).
Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет!
Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, школ-интернатов, специализированных коррекционных школ, центров социальной помощи (как наша, спортивно-адаптивных школ и т. д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации - преодоление отклонений от нормального становления личности, через реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой:
пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;
формирование навыков правильного поведения;
развитие творческих способностей.
Решение этих задач - не просто сложный процесс и вот почему.
С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.
С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.
С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:
развитие его личности и межличностного общения;
подготовку к самостоятельной жизни;
расширению кругозора и творческих способностей.
Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных задач, стоящих перед Западным межрайонным Центром «Семья» - создание пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.
Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого:
1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением.
2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка.
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.
Вот один из ключей к успеху, где у детей формируется позитивная здоровая Я-концепция. В Западном межрайонном Центре «Семья» функционирует кружок творческой деятельности «Дизайн студия» для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг качества предоставляемых услуг в части внеурочной деятельности, проведённый среди родительской общественности, позволил определить приоритетные направления, предусматривающие развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Знания и умения, реализуют на конкурсах детского творчества. Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала детей, познанию их собственного “Я”, дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.
Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях, развивают коммуникативные навыки, культуру общения, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.
Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ограниченными возможностями здоровья собственная активность снижена. Им необходимы танцы, зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют творческую активность. Спортивно-оздоровительная работа в Западном межрайонном Центре «Семья включает в себя проведение выездные мероприятия здоровья «Веселые старты» направленные на привитие детям культуры здорового образа жизни. Они так же важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое место занимает мероприятия проводимые совместно со здоровыми детьми.
С этой целью активно внедряются выход в социум : «посещение музея»; игровые тренинги; постановки спектаклей, Концерты для родителей; арт-терапия; празднование «День именинника»; игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.
Широко используется игровая терапия, которая выполняет три функции: терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.
Включение в работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.
Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии
Важным для учреждения является положительный психолого – эмоциональный климат в процессе социализации. Мероприятия должны проводятся грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждое мероприятие был для детей маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.
Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?
социальные нормы,
стиль жизни,
знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей,
познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность,
семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.
Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе социализации, остановимся на формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные мероприятия:
коллективные формы взаимодействия с родителями. Задачи: знакомство с участниками мероприятия, передача положительного опыта.
групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.
Встречи в клубе.
Формы проведения: консультации; тренинги; круглые столы.
Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу.
Проведение детских праздников. Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьей. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.
В заключении отметим, что проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной поддержки специалистами детей родителями, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние. Наиболее важной составляющей частью реабилитации является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его возможностей.
На решение обозначенных проблем и направлена клубная программа поддержки семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Семейный очаг».
При составлении программы работы с родителями учитываются три основные составляющие:
1) информационная поддержка;
2) знакомство родителей с эффективными методами детско-родительских отношений;
3) психолого – педагогическая поддержка и помощь других специалистов.
2.2. Целевая группа
Дети с ограниченными возможностями и родители, в возрасте от 7-18 лет.
2.3. Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.
2.4. Задачи программы
Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.
Познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.
Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.
Формировать включение детей в социум.
2.5. Ожидаемые результаты
Целевые индикаторы и методы их оценки
Таблица 1 - Целевые индикаторы
№ п/п Значение индикатора (Показателя) 2018 г.
2 квартал 2019 г.
1 квартал
1 численность детей с ограниченными возможностями здоровья участвующих в программе клуба 9
2 численность детей участвующих в работе клуба 13
3 численность здоровых детей, участвующих в программе клуба 5
4 общая численность взрослых (родителей, опекунов, попечителей) принимающих участие в программе клуба 14
5 число специалистов принимающих участие в клубе 5
2.5. Оценка результатов программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.