Елена Чуева
Консультация «Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ с применением современных здоровьесберегающих технологий»
Пояснительная записка
Современная статистика свидетельствует : здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,а ухудшается. Особую тревогу вызывают детские нервно-психические заболевания, выражающиеся в форме ММД, СДВГ, нервозов и невротических реакций, цереброастений, неврологических заболеваний и психических расстройств.
Публикация «Консультация „Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Таким образом, в современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Оздоровление рассматривается не только как совокупность лечебно-профилактических мер, но и как форма развития, расширения психофизических возможностей детей.
Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития. Движения предупреждают болезни, связанные сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами, совершенствуют нервную регуляцию всего организма, улучшают крово- и лимфообращение.
Двигательная активность – хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.
Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.
Таким образом, задача нашего ДОУ определить индивидуально коррекционно-развивающе-оздоровительный подход к каждому ребенку, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.
Организация двигательной активности
Работа моя в ДОУ как инструктора по ФК начинается с: ознакомления с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями; проведения диагностики общей моторики, физических качеств, используются диагностические тесты, предложенные Н. А. Ноткиной, Л. И. Казьминой.
После обследования анализируются показания каждого ребенка и сопоставляются с нормативными данными, на основе этих данных составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
При организации фронтальных и индивидуальных занятий, осуществляются следующие задачи:
-развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-координации движений;
-общей и мелкой моторики;
-формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
-развитие физиологического и речевого дыхания;
-выработки навыков релаксации.
В процессе обучения детей с нарушениями речи движениям использую рациональные сочетания разнообразных методов и приемов, таких как наглядно-вербальный показ, дробление материала, тактильная помощь, совместное выполнение движений, после которого дети пробуют самостоятельно выполнить упражнение. Занятия планирую так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.
На всех этапах обучения проговариваю вместе с детьми задания, называю выполняемые действия, слова-термины учу замечать свои ошибки и ошибки товарищей, выполнять упражнения по образу, подражанию, речевой инструкции. Таким образом, дети начинают ощущать неразрывную связь между словами, объясняющими технику выполнения движений, зрительным образом и мышечным ощущением, что является мощным коррекционно-развивающим эффектом, контролируя деятельность психических процессов и активизируя в сознании ребенка ход и результат его действий.
Из-за быстрой утомляемости дети с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Поэтому в занятия включаю игры и упражнения, формирующие навыки правильной осанки. Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей использую движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. Сокращаю продолжительность поз для статических положений (например,различные виды стоек) и чередую интенсивные упражнения, требующие большой активности, со спокойными. В связи с этим обязательным элементом каждого занятия становятся упражнения на развитие дыхания и релаксационные.
В занятия включаю пальчиковую гимнастику, речевые игры с движениями, действия с предметами (мячами разного размера и назначения, обручами, кубиками и др., которые способствуют развитию точных движений, функций захвата и удержания, что является основой для овладения всеми видами деятельности, координационных способностей.
Использую музыкальное сопровождение, которое повышает эмоциональный тонус у детей, создает бодрое, радостное настроение, задает темп и ритм движениям или, наоборот, способствует расслаблению в конце упражнения.
Учитывая особенности психического развития, состояния здоровья для детей с гипертензионным синдромом ограничиваются резкие движения, прыжки, они заменяются другим видом двигательной активности. Детям с гиперактивностью предлагаю игры и упражнения малой и средней интенсивности («Стоп!», «Молчанка» и др., гипоактивным, наоборот («Не попадись», «Ловишка с лентой» и др.)
Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предлагаю ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме, выбирать способ действия в зависимости от условий: например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или разбега; над ручейком спокойно пройти, переставляя ступни ног; по двум жердочкам, положенным параллельно, придется идти осторожно, расставив ноги пошире; а по круглому бревну безопаснее перебраться боком приставными шагами. Эти методы я использую при организации работы с использованием Туристической тропы. С помощью которой решаются не только оздоровительные задачи, психологическая разгрузка, физическая активность, но и развивается мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, а также знакомит с родным краем, воспитывает любовь к родной природе.
Немало важное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых принимают участие родители и дети (дни здоровья, физкультурные досуги, праздники). Все это оказывает благоприятное воздействие на оптимизацию жизнедеятельности ребенка в ДОУ.