Татьяна Шалашова
Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
“Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся”.
Как можно раньше и до конца жизни. Именно так определили возрастные границы важнейшей в наше время проблемы, экологического воспитания людей.
Публикация «Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведь экологическое воспитание дошкольников – не просто дань «модному»направлению в педагогике - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относится к ней. Но раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её дело сложное.
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.
Широко известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.
В работе с детьми, по экологическому воспитанию на занятиях по изобразительной деятельности мною была поставлена цель:
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.
Задачи:
• Формирование общей экологической культуры;
• Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
• Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
• Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру
Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно научить ребенка с ранних лет видеть красоту природы в разное время года: научить видеть общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.
В своей работе использую самые разнообразные методы и формы:
Репродукции художников:
Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Художник – ученик природы. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
.Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче.
В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”,“Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин, “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Особый же интерес у детей вызывает предложение изобразить живые существа : бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, стараюсь организовать восприятие детьми животных. К сожалению, в нашем городе нет ни зоопарка, ни цирка, где бы дети смогли понаблюдать за животными, уточнить формы частей животного, их величину, места расположения. Поэтому для уточнения образа использую игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.
У игрушечных животных дети могут обвести рукой каждую часть, внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Художественная литература:
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных мне помгает художественная литература Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Очень важно донести до детей смысл произведения. А также загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа
Игры:
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены в играх.
Поэтому одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую как частью занятия, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую:
подвижные игры природоведческого содержания,
дидактические игры с предметами,
настольно-печатные игры,
словесные игры.
Считаю, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию в интересной, занимательной форме дала свои положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.