Елена Макарова
Современные методы активизации партнерских отношений с семьей в вопросах сохранения здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные методы активизации партнерских отношений с семьей в вопросах сохранения здоровья детей
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Дошкольное учреждение и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Публикация «Современные методы активизации партнерских отношений с семьей в вопросах сохранения здоровья детей» размещена в разделах
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
• Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
• Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
• Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
семье на основе учета их интересов и способностей;
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Задачи:
- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
- расширить спектр средств и способов работы с родителями.
В настоящее время для активизации партнерских отношений с семьей в вопросах сохранения здоровья детей активно используется следующие методы:
1 - Метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с разными видами спорта. Они собирают информацию о видах спорта, спортсменов, делают зарисовки, находят фотографии чемпионов и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, интернет.
2 - Применяемые активные методы предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.
В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:
вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
постановка дискуссионных вопросов;
предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
приведение примеров;
использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
3 - К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:
анализ педагогических ситуаций;
анализ собственной воспитательной деятельности;
решение педагогических задач;
метод домашних заданий;
игровое моделирование поведения.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.
Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не желает выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Развитие партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями осуществляется по трем основным этапам:[/b]
Первый этап посвящен изучению семьи (детей и родителей, который дал возможность получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, ее ожиданиях по отношению к ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья, психофизического развития детей. Данная работа проводилась в форме анкет, психологических тестов, опросников, бесед, тренингов. Индивидуальные беседы и консультации позволили воспитателям наладить контакт с родителями, побуждали родителей серьезно присмотреться к своим детям, задуматься над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Регулярно проводились беседы воспитателей с родителями и индивидуальные консультации по здоровьесбережению: "Организация закаливания детей", "Рациональное питание", "Режим дня", "Одежда ребенка",т. п.
В процессе индивидуальной работы была выявлена типизация родителей по уровню готовности к сотрудничеству с детским садом по вопросу формирования основ физической культуры и здоровья.
На втором этапе родители обучались, консультировались и получали определенный объем знаний в области здоровья и физической культуры. Использовались разные формы взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями: родительские собрания, беседы, консультации, семинары – практикумы, тренинги, фото и видеозаписи из спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, организация мини-библиотек, круглые столы по теме «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители делились своим опытом в вопросе здорового образа жизни.
Третий этап - совместная деятельность родителей с сотрудниками ДОУ, которая реализуется через участие родителей в спортивных соревнованиях, в тренингах «Родитель-ребенок-педагог».
На четвертом этапе будет разрабатываться совместная детско-родительская проектная деятельность по проблеме формирования здорового образа жизни, которая предполагает улучшение качества образования детей.
Итак, на изложенных выше фактах нами педагогами поэтапно была разработана и проведена работа с родителями:
-Анкетирование родителей – 1-й этап (выше отмечено, откуда выявили значимые факты: организация закаливания детей, рациональное питание, отношение к режиму дня, подход родителей к одежде ребенка, связанный с температурными изменениями, есть ли спортивный уголок дома, в какие игры играют с ребенком дома
-Познакомили с методами и принципами закаливания.
-Организовали мини-библиотеку.
-Провели консультации для родителей:
"Здоровое питание для дошкольников"
«Как выбрать спортивный инвентарь ребенку»
«Зимние спортивные упражнения с детьми»
-Оформление фотовыставок:
«Мама, папа, я – спортивная семья!»;
«Делай как мы, или мы занимаемся спортом!»
-Выпустили газету:
«Это может каждый, или 10 правил здорового образа жизни»
-Оформление родителями семейного опыта:
«Наш спортивный выходной»,
«Наша спортивная семья»
- Родители в книжном варианте оформляли рассказы о своей спортивной семье, затем этот опыт был озвучен на родительском собрании. Материал был очень интересным и насыщенным, где явно прослеживается качественный подход к физическому воспитанию: постепенность ознакомления детей с инвентарем, действие с ним, продумывание игрового подхода и разнообразие, что, немало важно для детей-дошкольников. Это вызвало эмоциональный отклик и у других родителей. На родительском собрании опыт подхода в обучении детей спортивным упражнениям и играм, катанием на лыжах, коньках, санках их родителями был одобрен.
- Родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух» Здесь родители ознакомились с проводимой работой по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с демонстрацией презентацией, а также заинтересовались различными подходами в развитии силы, быстроты, выносливости. Познакомились с разными интересными методиками по оздоровлению и пониманию своего ребенка: тренинг, релаксация и др. В родительское собрание били также включены разные активные методы (есть выше).
- Совместный с детьми конкурс «Рисую спорт».
- Оформление почты для родителей «Спецфакс», куда родители могли помещать свои пожелания, вопросы и др. для дальнейших разъяснений и консультаций нами педагогами.
В процессе экспериментальной деятельности была отмечена взаимная удовлетворенность совместными мероприятиями с включением всех участников образовательного процесса ДОУ. Готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с коллективом ДОУ, их осознанное отношение к воспитательно-образовательной функции семьи обеспечило положительную динамику показателей, характеризующих здоровье детей с нарушениями в психофизическом и речевом развитии и их ориентацию на здоровый образ жизни.