Наталья Волкова
Опыт эффективных практик по здоровьесбережению в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт эффективных практик по здоровьесбережению в ДОУ
В МБДОУ детский сад № 4 с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. была организована деятельность стажировочной площадки по теме «Инновационная работа по проектированию индивидуальных и групповых стратегий физического развития воспитанников дошкольной образовательной организации» под руководством доцента кафедры дошкольного и начального образования ГАУДПО МО «ИРО» Е. Е. Татур.
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ детского сада № 4 являлось здоровьесбережение дошкольников.
Программы, используемые в ДОУ для реализации приоритетного направления:
Публикация «Опыт эффективных практик по здоровьесбережению в ДОУ» размещена в разделах
Реализация парциальной программы дошкольного образования с осуществлением физического развития воспитанников «Физическая культура дошкольникам» Л. Д. Глазыриной.
Авторская образовательная программа «Обучение детей 4-7 лет плаванию с элементами синхронного плавания» Л. В. Шейко (педагог ДОУ).
Модифицированная Программа «Формирование умения плавать на основе ускоренной методики обучения в условиях Кольского Севера» Л. В. Шейко (педагог ДОУ).
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства ДОУ.
Вся образовательная деятельность в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Вся оздоровительная деятельность детей планируется, основываясь на требованиях СанПиНа, и соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. При проведении оздоровительных мероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Применяя различные здоровьесберегающие технологии, мы оздоравливаем детей и прививаем привычку к здоровому образу жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая гимнастика после сна и корригирующая гимнастика) применяются в различных видах деятельности в течение всего дня, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Технологии обучения здоровому образу жизни применяются на физкультурных занятиях, при проведении коммуникативных игр, самомассажа, а также занятиях по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Коррекционные технологии применяются специалистами ДОУ: учителем-логопедом (фонетическая ритмика, педагогом-психологом (технология коррекции поведения, психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, музыкальный руководитель (технологии музыкального воздействия)
Говоря о создании здоровьесберегающей развивающей среды, мы не можем не говорить о взаимодействии сада и семьи.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни :
Пропаганда здорового образа жизни.
В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки, оформление фотостендов, видеоматериалов с оздоровительных мероприятий, экрана заболеваемости и т. д.
В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организация встреч с различными специалистами, обсуждение программы оздоровительной деятельности и т. п.
Вся эта работа строится комплексно, в ней используются технологии обучения здоровому образу жизни. Родители вовлекаются во все виды деятельности детского сада: посещают открытые физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники, помогают в организации оздоровительной среды в группе, в оборудовании природных дорожек здоровья на участке и в помещении, оформлении спортивной площадки на участке детского сада, изготавливают тренажеры для стоп.
Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволили добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.
Два раза в год (в начале и конце учебного года) инструктор по ФК проводит мониторинг физического развития детей. (Приложение). По итогам ежегодных мониторингов групп составляется общий для детского сада.
Итоги мониторинга позволяют говорить о том, что физкультурная работа в ДОУ проводится на должном уровне.
Взаимодействие ДОУ и семьи нацелено на то, чтобы сформировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом. Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для физического развития детей:
1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья :
- МБОУ СОШ № 9 (экскурсия для детей подготовительных групп с целью ознакомления)
- Дом Культуры «Октябрь» (участие в конкурсах, выставках, посещение праздников)
- Детская библиотека-филиал № 3 (экскурсии)
- Детская консультация. (прививочная кампания, осмотр врачей)
- Дом детского творчества № 2 (праздники, конкурсы, фестивали)
2. Разнообразные формы сотрудничества.
- Информационный обмен.
- Совместные планы, проекты, мероприятия.
3. Информирование населения о деятельности МБДОУ:
- Сайт учреждения.
- Спортивные мероприятия.
- Педагогические странички.
4. Преемственность со школой
- Проведение общих спортивных мероприятий.
- Консультации.
- Дни «Открытых дверей».
- Семинары по вопросам здоровьесбережения.
5. Эффективная работа по вопросу повышения профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.
6. Создание эффективной системы взаимодействия с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбережения.
В результате взаимосвязи с социумом мы:
- оптимизируем режим двигательной активности, создаём модель двигательного режима и технологию здоровьесбережения.
- разрабатываем показатели компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.
- обеспечиваем слаженную работу физинструкторов, музыкальных руководителей, воспитателей, медиков в вопросах обеспечения психологического здоровья.
Детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.