Людмила Рябинина
Опыт восприятия литературного творчества как тренинг личностного роста. Проза. Поэзия
«Опыт восприятия литературного творчества как тренинг личностного роста.
Проза. Поэзия.»
Выполнила: Рябинина Людмила Ивановна
Преподаватель театральных дисциплин
высшей квалификационной категории,
заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры,
лауреат Общероссийского конкурса
«Лучший преподаватель детской школы искусств 2017»
Г. Нижневартовск
1. Введение.
Публикация «Опыт восприятия литературного творчества как тренинг личностного роста, Проза, Поэзия» размещена в разделах
Современное общество предъявляет к подрастающему человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т. е. быть «незаменимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер.
Современное дополнительное образование видит необходимым уделять особое внимание развитию творческих способностей школьников. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста, для развития личностного роста детей. Именно об этом и будет идти речь в моем реферате, который для вас подготовила преподаватель театральных дисциплин высшей категории преподаватель по предмету «Художественное слово», заведующая театральным отделением «ДШИ №3» г. Нижневартовска Л. И. Рябинина.
2. Основная часть.
Что-же такое творчество?
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО (Москва) Яковлева Е. Л., трактует творчество как процесс реализации собственной индивидуальности. Понятие «творчество» тесно связано с понятием «индивидуальность». Выражение себя, своей индивидуальности, есть не что иное, как выражение того, что и как ты видишь, слышишь, чувствуешь.
Анализ многообразия существующих в научной литературе трактовок категории «творчество» позволил установить, что общим для них является одно: создание чего-либо нового, уникального. Литературное творчество есть акт воплощения индивидуально неповторимого чувственного опыта личности школьника, накопленного в процессе восприятия окружающего мира, речевыми средствами. Учебное литературное творчество создает уникальные условия для целенаправленного обучения школьников творческому саморазвитию расширяя зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития всего спектра «самости» ученика в процессе его самосознания как творчески саморазвивающейся личности. Именно это происходит на моих уроках «Художественное слово» на театральном отделении «Детской школы искусств №3».
Общеизвестно, что в развитии творческих способностей личности незаменимую роль играет искусство. Его особая роль в умножении творческого потенциала личности обусловлена тем, что оно развивает в подростке универсальную, творческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности: и в познании, и в науке, и в политике, и в быту, и в труде.
В развитии этой универсальной способности к творчеству велика роль литературного творчества. Оно, по мнению советского психолога Ананьева Б. Г., является «каналом скрытого развития многих других видов творчества, важным инструментом формирования общей одаренности человека». Именно поэтому из всего многообразия творческих способностей выделяются литературно-творческие способности и, рассматривается деятельность по развитию их в качестве средства формирования творческих сил личности, проявляющихся впоследствии в различных видах профессиональной деятельности.
Занятия литературным творчеством прививают вкус к творческой деятельности как таковой и создают условия для осознания важности умения объективировать свое внутренне разноаспектное содержание с помощью слов, чтобы быть услышанным и понятым. Оканчивая школу искусств, учащийся унесет с собой опыт литературного творчества, в разных предпочтениях выбрав наиболее близкие себе жанры (поэзия, проза и т. д., обогатив свои способности выражения своего духовного мира.
Все вышесказанное придает вопросам литературного творчества - его развития и изучения - важнейшее практическое значение.
Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач.
Это условие реализуется наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода. Именно в активизации творческого восприятия, художественных переживаний, в развитии средствами искусства художественно-творческих склонностей и способностей - специфика метода творческого чтения. Это происходит на уроках в процессе обучения на театральном отделении нашей школы искусств.
Метод творческого чтения, способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путём выполнения различного рода творческих заданий.
Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов творческого чтения выделяется выразительное чтение, слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям.
Решение задач, возникающих перед учащимися в процессе этих и других видов деятельности, развивает у них умение мобилизовать имеющееся знание и включить его в процесс анализа новых ситуаций.
При развитии этого творческого умения развиваются и творческие способности, обуславливающие успешность приобретения данного умения. Это такие способности, как готовность памяти, гибкость мышления, способность к сближению понятий, способность к переносу опыта. Также формируется самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут. А значит и такая важная литературно-художественная творческая способность, как критическое отношение к результатам творчества и к его процессу. Которую составляют как способность к оценке, так и гибкость мышления в способности вовремя отказаться от скомпрометированной идеи или гипотезы. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или так называемая ориентация на творчество. А значит, прежде всего, творческая активность учащегося, что непосредственно влияет на личностный рост.
Метод творческого чтения способствует выполнению задачи развития и совершенствования глубокого, активного и полного творческого восприятия художественного произведения, возникновению художественного переживания школьниками, развитию их стремления к творчеству, реализации своих возможностей.
Приёмы, помогающие в реализации данного метода и реализующие его весьма интересны и специфичны.
В свете развития творческих способностей перед учителем стоит задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества. Этому содействует другой ряд приемов, включающий ребят в разнообразную деятельность, так называемые приёмы активизации сотворчества читателя. Выразительное чтение преподавателя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.
Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т. п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.
Для ребят такой пересказ - занятие увлекательное, если герой близок им, вызывает их симпатии. В этом случае детям хочется говорить от его имени, «переселиться» в него.
Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.
И выразительное чтение, и рассказывание, требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение.
Но есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст. Это инсценирование, разыгрывание литературного текста по ролям на сцене.
Повествование при инсценирование часто приходится переводить в диалог, и эта задача для учеников сложна. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Другое условие успешности инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним.
Применение традиционных педагогических технологий в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями открывает перед преподавателем неограниченные возможности подбора и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и видов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их литературно - творческих способностей.
3. Заключение
Рассмотрев различные взгляды и концепции ученых на развитие литературно-творческих способностей учащихся, а также методы и приемы их развития, можно сделать вывод, что, развивая творческие способности учащихся, педагог способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого мышления, легко ориентирующейся в современном, постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.
Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий - направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в подростке обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления.
Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.
Поэтому именно перед дополнительным образованием стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: мы должны помочь воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.
Рассмотрение условий развития творческих способностей подростков, позволяет, выделит пути реализации их развития в процессе изучения художественного слова в школе искусств. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности.
Литературно-творческая деятельность создает условия для совершенствования одноименных способностей, являющихся неотъемлемой частью всесторонне и гармонично развитой личности, специалиста в любой профессиональной сфере; повышает качество функционирования профессионально значимых психических свойств (восприятие, воображение, память, мышление и др.); формирует мотивацию на творческую деятельность; совершенствует умения, актуальные для литературно-творческой деятельности; воспитывает индивидуальность, самостоятельность, коллективизм, как профессионально важные качества личности для дальнейших жизненных достижений.