Анисимова Татьяна Викторовна
Опыт работы учителя-логопеда с родителями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работая согласно годовой задаче детского сада, а именно «Внедрение разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи с целью повышения качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования» важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда с родителями ДОУ» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель совместной работы с родителями : формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
• Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:
• Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
• Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
• Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.
Основой взаимоотношений с родителями закладывается в ходе знакомства на первом собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю списочный состав детей, которые будут заниматься в логопункте. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Рассказываю о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Акцентирую внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимость их помощи в этом деле. Заполняем необходимую документацию, анкеты
Далее провожу обучающий мастер-класс по ознакомлению с органами артикуляции и знакомлю с различными комплексами артикуляционной гимнастики. На нём родители перед зеркалом выполняют основные упражнения для языка, убеждаясь, что это нелегко. Поэтому родителям требуются колоссальное терпение при выполнении с ребёнком домашнего задания.
На протяжении всего учебного года мной осуществляется связь с родителями через логопедические тетради, которые они забирают каждую неделю в пятницу и приносят в понедельник с выполненным домашним заданием. Благодаря этой тетради родители видят результат занятий и положительную динамику. Не редкостью становится родителями получать домашнее задание на ФЛЕШ-носителях. Ребёнок слушает задание и выполняет под чутким контролем родителей.
Индивидуальные консультации «пятиминутки» проводятся с родителями в утренние часы по волнующим вопросам родителей или вопрос правильного выполнения домашнего задания.
В прихожей групп я размещаю полезную информацию, которую пришедшие родители имеют возможность изучить, пока дети одеваются. Эта информация находится в папках «Для вас, родители!» или в папках-передвижках.
Мною была выпущена стенгазета для родителей подготовительной группы «Логопедический ликбез» на тему «Весна»
Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, так например: в мини-музей пословиц и поговорок родители с детьми нарисовали пословицы. В скором будущем планируется фотовыставка «Как я дома выполняю домашнее задание» и мастер-класс для родителей по знакомству с играми в работе над слоговой структурой слова в «День открытых дверей»
На сайт детского сада выкладываю рекомендации, фото детей для родителей и другую полезную информацию.
Огромную помощь оказывают родители в подготовке детей к литературным конкурсам, совместным подготовкам к праздникам.
Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. И благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.