Алия Грачева
Организация работы учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Мой ДЕВИЗ в работе с родителями : МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!
Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с родителями, которые я применяю:
Родительские собрания.
Публикация «Организация работы учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В начале года в каждой возрастной группе проводятся собрания. В Младшей и средней группе я рассказываю о возрастных особенностях детей. Также коротко говорю о том, что нужно делать, чтобы речь у ребенка была чистой и красивой. В старшей и подготовительной группе оглашаю списки, кто зачислен в логопедическую группу и кому необходимы индивидуальные консультации. Также проговариваю родителям, дети которых зачислены в логопункт о дополнительном соглашении, в котором говорится о правах и обязанностях не только логопеда, но и родителя (остановится и подробнее рассказать о содержании соглашения). Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома.
Подчёркиваю важность систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.
Семинары-практикумы
В 2014-2015гг. проводила кружок «Учимся говорить правильно» для родителей и детей. Кружок проводился 2 раза в месяц. В пятом детском саду я проводила по субботам. А потом в 3 детском саду я проводила в пятницу по вечерам.
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие семинары сближают родителей с педагогами, что позволяет им лучше понять специфику работы.
Содержание занятия:
- Проверка домашнего задания;
- Изучение новых артикуляционных упражнений;
- Выполнение пальчиковой гимнастики;
- Работа над грамматическим строем;
- Работа над связной речью.
Индивидуальные консультации
В младшей и средней группе проводятся индивидуальные консультации для каждого из родителей после обследования. Выдаются рекомендации для работы над артикуляционным аппаратом. Также в рекомендациях прописываются игры для выработки воздушной струи, игры для развития фонематического слуха.
Если кому-то требуется помощь в большей степени, то занятия проводятся систематически один раз в две недели совместно с родителями.
Со старшей и подготовительной группой также проводятся консультации по необходимости. Один раз в две недели я провожу консультации у кого нарушено не больше 4 звуков. Большинство консультаций проводится по желанию родителей.
Ведение тетрадей для домашних заданий.
Я предоставляю родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
Логопедический стенд. Он содержит раздаточный материал:
- артикуляционной гимнастики;
- дыхательных упражнений;
- заданий для развития мелкой моторики;
- заданий для работы над грамматическим строем;
- заданий для развития связной речи.
Также родители совместно с детьми могут поиграть в различные игры и выполнить задания, которые им предложены на стенде. Информация меняется. Оформление и игры также могут меняться.
Так же в каждой группе есть логопедический уголок и папка. Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.
Средства массовой информации (веду личную страничку на сайте https://infourok.ru/user/gracheva-aliya-nailevna)
На сайте есть различный материал для родителей, кто не может по каким–либо причинам посетить логопеда и получить рекомендации
Преимущество новых форм и методов взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, ручаются за понимание со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.