Елена Васюкова
Вопросы коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении
Е. В. Васюкова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды.
Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
(слайд)
Существует три группы наиболее распространенных отклонений в речевом развитии дошкольников.
Публикация «Вопросы коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах
- Первую составляют те недостатки, которые присущи практически всем детям на определенной возрастной ступени (возрастные или физиологические несовершенства детской речи).
- Во вторую группу входят речевые недостатки, обусловленные социальными факторами (неправильное общее и речевое воспитание ребенка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения со взрослыми и сверстниками и т. д.).
- Третья группа недостатков базируется на факторах патофизиологического порядка; в нее входят те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно принято рассматривать с позиций логопедической теории и практики.
(слайд 3)
Мы учитываем названные причины и трудности, которые могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни наших воспитанников, в определенной мере предопределяя:
- низкую познавательную активность,
- недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности,
- обыденность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности,
- непродуктивную поведенческую тактику и др.
Также мы учли, что, для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
(слайд)
- Полноценность владения речевыми звуками.
- Развитие тонкой моторики.
- Владение правильной связной речью.
- Достаточность словарного запаса.
- Сформированность грамматических систем.
- Развитие тонкой моторики.
- Сформированность зрительно-пространственных представлений.
Предварительный прогноз, на который ориентируется учитель-логопед :
(слайд)
1. Повышение уровня развития речи детей.
2. Повышение инициативности и активности родителей.
3. Создание устойчивой преемственной связи с медико-психолого- педагогической службой города.
Достаточно сильным потенциалом коррекционно-образовательного процесса является педагогический коллектив ДОУ:
(слайд)
• Учитель-логопед
• Воспитатель
• Педагог психолог
• Музыкальный руководитель
• Инструктор по физической культуре
• Заведующая
• Методист
• Родители и близкие ребенку люди
Для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – мы реализуем в строго определенной последовательности.
(слайд)
• Организационный этап
• Основной этап
• Заключительный этап
Учитель-логопед начинает учебный год с обследования детей, обобщает данные, полученных в ходе углубленного изучения ребенка и намечает индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
Перед вами формы работы, которые я использую со своим коллективом:
(слайд)
• Консультирование,
• Выступление на педсовете,
• Проведение открытых занятий,
• Проведение тренингов,
• Проведение деловых игр,
• Проведение семинаров,
• Накопление материалов в методическом кабинете.
На основном этапе работа базируется на ряде принципов, среди которых приоритетными являются:
(слайд 10)
• индивидуализация;
• разносторонность;
• комплексность;
• систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Перечисленные условия — являются принципиальными и принимаются во внимание при работе с каждым ребенком независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений.
Формы работы учителя-логопеда с близкими взрослыми ребенка такие:
(слайд)
• индивидуальные и групповые консультации,
• тренинги,
• наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом;
• организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий и др.
Нами используются и другие распространенные формы работы :
• папки-ширмы,
• подбор методической литературы для родителей,
• анкетирование.
Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком, предполагает оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.
(слайд)
Данная диаграмма подтверждает результаты проведенного анализа речевого развития детей.