Ксения Снитко
Оказание ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативных центров на базе детских садов города
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в дошкольной образовательной организации, часто сталкиваешься с такой проблемой, что достаточно большое количество детей раннего возраста не имеет возможности в силу определенных обстоятельств посещать детский сад, (общаться, играть, взаимодействовать с другими детьми, тем самым, лишаются возможности на успешную социализацию в обществе. Но при этом очень бы хотели посещать детский сад. Да и сами родители, воспитывающие таких детей, нуждаются в консультативной, методической, организующей помощи со стороны различных специалистов, и в первую очередь, со стороны педагога-психолога, в особенности по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего дошкольного возраста. И в такой ситуации, у специалиста, находящегося в ОО, нет дополнительной возможности и времени, чтобы работать с такими семьями. И встает вопрос, что же делать в сложившейся ситуации? Как можно организовать работу по оказанию ранней психолого-педагогической помощи семьям, где дети не посещают ДОУ. Исходя из того, что одним из приоритетов социальной политики в области образования является расширение доступности качественного дошкольного образования, Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» одной из основных задач является: взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.
Публикация «Оказание ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативных центров на базе детских садов города» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Также необходимо отметить, что и существующая сеть дошкольных образовательных учреждений, в том числе и наш детский сад, не всегда могут удовлетворять в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. Исходя из всего вышеперечисленного и возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании, обучении и развитии ребенка раннего дошкольного возраста и дальнейшей подготовки его к обучению в школе.
Как раз одной из таких вариативных форм дошкольного образования является консультативный пункт (или центр, особенность которого заключается в оказании ранней психолого-педагогической помощи и возможности получения ребенком образования опосредованно через родителей. Необходимо отметить, что работа специалистов на базе консультативных центров ДОУ, и непосредственно нашего консультативного центра строится с учетом тесного сотрудничества дошкольного учреждения с родителями и решения проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей раннего дошкольного возраста. И самое главное – это обеспечение максимального сокращения социальной изоляции семей, воспитывающих детей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.
Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государством, обладающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.
Наш Консультативный центр был создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.
Основная цель деятельности нашего КЦ состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание ранней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.
На Консультативный центр возлагаются следующие задачи:
• оказание ранней всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
Говоря о работе консультативного центра, а именно оказании ранней психолого-педагогической помощи, необходимо упомянуть о службе ранней помощи. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения, не посещающих образовательные учреждения.
Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
Целью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основными задачами Службы являются:
• проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Таким образом, формируется особый подход к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей первых 3 лет жизни, позволяющий выстроить комплексную систему работы по обеспечению психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем семьям, имеющим детей раннего возраста.
Наш Консультативный центр оказывает помощь родителям детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детский сад, в зависимости от актуальных для них воспитательных потребностей.
Также на базе Консультативного центра, специалистами ДОУ, а именно педагогом-психологом, которым я являюсь, проводится психологическое обследование диагностика развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка раннего дошкольного возраста и вовремя оказать квалифицированную помощь семье. Психолог определяет индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальные возможности, а также выявляет причины и механизмы нарушений в развитии, социальной адаптации. В диагностике по выявлению уровня развития ребенка раннего возраста, психолог использует следующий инструментарий: «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» Н. Н. Павлова., Л. Г. Руденко, с помощью которого можно обследовать все необходимые психологические области развития ребенка. В дальнейшем, основываясь на полученных результатах диагностики, я с помощью этого же диагностического инструментария осуществляю и коррекционно-развивающую работу, что очень удобно и экономично по времени. Но помимо коррекционной работы по пакету методик Павлова-Руденко, удалось провести несколько занятий по сенсорному восприятию и психомоторному развитию детей раннего возраста. Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе индивидуальных особенностей развития ребенка раннего дошкольного возраста, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи. Также осуществляется социальная адаптация ребенка в детском коллективе — развитие у ребенка раннего возраста навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности.
На основании всех полученных результатов, психолог КЦ дает рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка раннего возраста, затем разрабатывает (моделирует из нескольких) индивидуально-ориентированную программу развития ребенка в соответствии с заключениями; план и график работы с данным ребенком; рассматривается вопрос о возможности участия ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы специалиста. Работа с ребенком происходит после заключения договора с родителями, а заканчивается по результатам освоения ребенком индивидуально-ориентированной программы и решения проблемы. Затем родители или лица, их заменяющие получают рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту для ребенка.
Консультации непосредственно педагога-психолога, а также учителя-логопеда и других специалистов нашего Консультативного центра помогает родителям подобрать дошкольное учреждение с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша, что в свою очередь улучшает качество образования детей.
Для полноценного включения родителей в процесс воспитания и обучения детей раннего возраста, в Консультативном центре на базе нашего детского сада для родителей проводятся консультации, семинары, семинары-практикумы, тренинги по заявленным проблемам в соответствии с планами и графиком Консультативного центра. Содержание консультаций составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения: родители получают информацию о физиологических и психологических особенностях развития ребенка раннего дошкольного возраста, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций. Также, на основании сотрудничества со специалистами кафедры СПиП и специалистами научно-исследовательской лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» АлтГПУ г. Барнаула, родители могут получать высококвалифицированную помощь или консультацию педагога-психолога высшей категории с большим опытом работы. Каждое консультирование включает теоретическую и практическую часть. В рамках консультирования, с детьми проводятся игры - занятия, дидактические игры, а в совместной деятельности с педагогом и родителем дети действуют с дидактическим материалом и игрушками, предметами – орудиями, строительным материалом. Для родителей оформляется выставка методической литературы, выпускаются и раздаются буклеты, памятки. Родители могут взять нужную литературу и принести ее на следующую встречу. Для родителей и детей предусматривается экскурсия детского сада с целью знакомства и подготовки к детскому саду и дальнейшей безболезненной адаптации.
За 2017-2018 учебный год, исходя из запросов и заявленных проблем семей, посещающих КЦ, были запланированы и проведены следующие консультации : Проведение организационного собрания «Давай познакомимся!» с родителями детей, не посещающих ДОУ; Консультация для родителей «Что должны знать родители, прежде чем отдать ребенка в детский сад»; Беседа «Особенности познавательного развития детей с ограничениями жизнедеятельности»; Проведение круглого стола с родителями «Подготовка ребенка к детскому саду : условие успешной адаптации»; «Как надо вести себя родителям в период кризиса 1 года и 3- х лет»; «Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт - терапии»; «Профилактика тревожности»; «Методы и способы предотвращения агрессивного поведения у детей раннего возраста»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; Практические занятия для родителей с детьми «Как развивать мелкую моторику через комплекс пальчиковых игр».
Таким образом, информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку раннего возраста в воспитании со стороны всех членов семьи, формирует положительные взаимоотношения в семье.
Родители могут обратиться в Консультативный центр по телефону или лично. Предварительная беседа с родителями до записи на консультацию к педагогу-психологу осуществляется с целью выяснения причин обращения и получения рекомендаций, куда обратиться с данной проблемой. Родители могут получить информацию о целях и задачах КЦ через информационный стенд или на сайте образовательной организации.
Необходимо отметить, что на первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих, беседа педагога-психолога КЦ с родителями или лицами, их заменяющими по заявленной проблеме, установление доверительного контакта с ребенком раннего возраста, диагностика ребенка с учетом оговоренной проблемы. Но помимо анкетирования родителей и психологической диагностики детей раннего возраста, проводится и диагностика с родителями с целью выявления риска возникновения нарушений или задержек в развитии ребенка, и непосредственно выявление риска возникновения расстройств аутистического спектра на ранних этапах развития ребенка. Для этого используется опросник М-Чат, (Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей). Данный опросник можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска возникновения Расстройства Аутистического Спектра (РАС) и риска иных нарушений или задержек развития (показать опросник). По результатам первичной консультации и диагностик при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога, ребенок направляется к другому специалисту либо определяется образовательный маршрут ребенка. Родители или лица, их заменяющие, получают рекомендации специалиста.
Родители имеют право посещать индивидуальные игровые сеансы КП, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы специалистам. Консультативный пункт работает 2–3 раза в неделю в утренние и вечерние часы.
Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке раннего дошкольного возраста, его проблемах и достижениях. Проводятся по необходимости дополнительные индивидуальные или подгрупповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе КЦ, достижениях своих детей. Родители и психолог полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих КЦ.
Таким образом, консультирование как одна из форм взаимодействия с родителями всегда была актуальна в системе образования. В связи с изменившимися запросами социума, консультативный пункт (центр) является одной из эффективных вариативных форм дошкольного образования, наиболее доступной в реализации и внедрении, имеющий гибкий график посещений, не требующих больших дополнительных финансовых вложений.
В 2017 году, проведя анализ течения адаптационного периода детей за 2016–2017 учебный год, мы пришли к выводу, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети в одинаковой степени переживают адаптационный стресс. Кроме того, нередко переживания и страх родителей за своего малыша усугубляют протекание адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. И мы решили — чем раньше начнется включение родителей и детей в воспитательно-образовательный процесс, тем легче пройдет у них процесс адаптации.
Проблема неподготовленности детей, а в большей степени и родителей к поступлению в ДОУ также была выведена в рамки работы нашего консультационного пункта с родителями детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Эта работа проводится на базе детских садов во многих городах России. Но в последние годы направленность работы нашего консультативного центра немного изменилась (претерпела небольшие изменения).
А именно: Мы увидели проблему в следующем: с каждым годом увеличивается количество детей, не имеющих возможность посещать детский сад, но и детей с ограничениями жизнедеятельности, для которых необходимо обеспечить доступность образования и их успешную социализацию в обществе. Даже посещая дошкольные образовательные учреждения, дети не всегда могут получать необходимую коррекционную помощь из-за отсутствия там необходимых квалифицированных кадров (нет логопедов и психологов). А качество услуг, предоставляемых в различных частных центрах развития, не всегда соответствуют потребностям ребенка с ограничениями жизнедеятельности.
Реализация прав детей с ограничениями жизнедеятельности на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющими возможности посещать детский сад, рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В связи с чем, были выделены следующие направления работы: Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, с ограничениями жизнедеятельности. Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в раннем дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограничениями жизнедеятельности — создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии раннего возраста.
Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограничениями жизнедеятельности раннего дошкольного возраста в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными (далее — ОУ общего типа).
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Таким образом, проблема оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности, и детям, не посещающим ДОУ, а также детям с ИПРА, просвещения родителей об индивидуальных особенностях их ребенка и основных направлениях его развития, также была выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей раннего дошкольного возраста.
Исходя из того, что наш детский сад функционирует не так давно, то и открытие консультационного пункта проходило поэтапно. Использование проектирования деятельности консультационного центра позволило наиболее эффективно собрать и упорядочить информацию, спрогнозировать результат и определить способы и средства его достижения.
Этапы создания и развития консультативного центра.
Работа консультативного центра нашего образовательного учреждения началась в 2016 году с создания группы кратковременного пребывания социальной адаптации, когда мы решили уделить внимание проблеме подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в ДОО, и чтобы снизить уровень тревожности родителей за своего ребенка.
Ведь главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми. Чем раньше мы познакомимся друг с другом, тем легче пройдет процесс адаптации. Ребенок получит навыки социального поведения и коммуникативных качеств.
Начиная с 2017 года, наш КЦ продолжал действовать, но его направленность изменилась в связи с увеличением в нашем детском саду в обычных группах детей с ограничениями жизнедеятельности, тем самым и увеличилось количество детей, посещающий КЦ на базе нашего детского сада.
Дело в том, что дети с ОЖ, поступающие в такие группы, тоже проходят адаптационный период. Их родители имеют свои особенности и с ними тоже бывает трудно работать. Они очень настороженно относятся к началу обучения ребенка в новом детском саду. И часто это усугубляется тем, что такие дети еще тяжелее переживают изменяющиеся условия их окружения в силу своих возрастных особенностей. Ребенок раннего дошкольного возраста «вырывается» из привычной домашней обстановки. Он еще больше нуждается в социализации, поэтому возникает острая необходимость научить взаимодействовать с новым коллективом детей и педагогов.
Структура работы и взаимодействия специалистов консультационного центра.
Координирует работу КЦ руководитель дошкольного учреждения (заведующий).
Принимает обращения родителей старший воспитатель (заполнение анкеты родителями, установление контакта с ребёнком, беседа с родителями: сбор анамнеза, выяснение причин обращения) и направляет их к нужному специалисту в соответствии с запросами родителей.
Проводится диагностика ребёнка с учётом оговорённой проблемы.
Проводится первичная консультация с семьей ребенка с ограничениями жизнедеятельности. По результатам первичной консультации назначают дополнительную консультацию специалистов (педагога-психолога, дефектолога, логопеда). Родители получают рекомендации специалиста.
После обследования проводится психолого-педагогический консилиум, на котором определяется образовательный маршрут ребёнка, в соответствии с которым ведется коррекционно-развивающая работа, дальнейшее консультирование родителей.
Организуется сопровождение семьи в консультативном центре в различных формах (индивидуальных, подгрупповых).
Еще одним важным условием по оказанию ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативного центра нашего детского сада и успешной социализации ребенка в обществе, является организация и привлечение семьи с такими детьми к участию не только в общесадовских мероприятиях, праздниках и развлечениях (например, «Новый год», «Масленница», «8 Марта», «Осенний праздник», но и еще приглашаем посетить выездной театр, щоу мыльных пузырей, спектакли, поучаствовать родителям совместно с детьми в различных акциях, выставках, конкурсах, где на равне с детьми, которые посещают детский сад, дети с ограничениями жизнедеятельности и не посещающими детский сад могут себя проявить, завести новые знакомства, принять участие в деятельности со сверстниками. Проводим экскурсии по нашему детскому саду, знакомим с оснащением и персоналом ДОУ для успешной адаптации и социализации. Также необходимо отметить, что в нашем детском саду имеются различные зоны для полноценного развития ребенка и ознакомления с окружающей средой: психомоторного, эмоционально-волевого, психофизического, личностного и т. д. Их мы также в условиях консультативного центра используем для адаптации, социализации и развития детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ. Помимо всего вышеперечисленного используем элементы русского народного творчества (народной педагогики) - народные игры, загадки, сказки, потешки и т. д. Все это в совокупности оказывает значительный положительный эффект при оказании ранней психолого-педагогической помощи.
Если специалисты не могут оказать соответствующую помощь ребенку в рамках КЦ, то родители получают рекомендации для прохождения ТПМПК, чтобы определить дальнейшую программу обучения.
Таким образом, прослеживается работа и структурное взаимодействие всех специалистов КЦ. (вставить схему взаимодействия специалистов)
Результативность работы КЦ.
Анализируя работу с детьми, вновь поступающими в ДОУ и их родителями, мы проследили за тем, как протекала адаптация после проведенной работы на КЦ. Мы увидели, что значительно снизился показатель неготовности детей к поступлению в ДОУ и основная часть детей достаточно спокойно прошли период адаптации.
Говоря об эффективности проделанной работы по оказанию ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативного центра на базе детского сада №10 «Радуга», можно привести результаты отчета о работе консультативного центра за 2 года функционирования:
Нарушение моторной координации. Уменьшилось на 17 %
Мотивация к обучению в школе. Увеличилось на 27 %
Умственное развитие. Увеличилось на 32 %
Развитие эмоционально-волевой сферы. Увеличилось на 35 %
Нарушение речи. Уменьшилось на 29 %
Вывод. Исходя из результатов отчета функционирования консультативного центра, мы видим, что улучшились показатели по нескольким областям развития ребенка, улучшилась и качественное содержание оказываемой психолого-педагогической, диагностической, консультативной и методической помощи. Также возросло количество детей раннего возраста, охваченных услугами КЦ. Подводя итог, можно говорить о том, что Консультативный центр — такая форма дошкольного образования, которая позволяет осуществлять раннее психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, не посещающими ДОО. Таким образом, проделанная нами работа в рамках консультативного центра нашего детского сада по оказанию ранней психолого-педагогической помощи оказалась эффективной, дала положительные результаты в рамках адаптации и успешной социализации детей раннего дошкольного возраста, помогла осуществить взаимодействие всех параллельных служб ДОО с родителями, с выходом на ТПМПК.