Оксана Шелух
Обучение детей старшего дошкольного возраста разгадыванию кроссвордов посредством использования ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение детей старшего дошкольного возраста разгадыванию кроссвордов через использование информационно-коммуникативных технологий».
Аннотация: Компьютерные технологии – это особое направление в работе с детьми, которое способно помочь их развитию. В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены. Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Влияние компьютерных игр на детей старшего дошкольного возраста ещё не изучено в полном объёме. Поэтому при подборе игр особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкции, продолжительность каждого задания. Нужно отслеживать, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями и шумным музыкальным оформлением. Это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Важно, чтобы задания были понятны ребенку без разъяснения со стороны взрослого, инструкцию давали перед выполнением, не ограничивалось время выполнения задания, это даёт возможность детям обдумать пути и способы решения.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста разгадыванию кроссвордов посредством использования ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Кроссворды для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствуют поддержанию и развитию интереса к изученному предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить воспитанников с новыми названиями, понятиями, явлениями. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Наиболее интересные кроссворды используются для дальнейшей работы с воспитанниками. Так что же такое «кроссворд»? Из словаря иностранных слов легко узнать, что это «род задачи-головоломки по разгадыванию слов; представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд разгаданных слов». Из этого же словаря можно узнать, что кроссворд — слово английского происхождения, образованное из cross-word, где cross — крест + word — слово, что можно перевести как «пересекающиеся слова» или «крестословица». В некоторых словарях понятие «кроссворд» толкуется, другими словами, но смысл этого толкования остается неизменным — разгадывание, узнавание «спрятанных» — и порой весьма искусно — слов в вопросах о них, зачастую в хитроумной и необычной форме, например, в виде образов, «картинок», загадок.
В своей педагогической практике я давно и активно применяю метод кроссворда. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое. Так я создала серию презентаций-кроссвордов на разные темы : «Грибы», «Деревья», «Домашние птицы», «Птицы», «Дикие животные», «Зима», «Спорт», «Техника – наша помощница» и другие презентации по изучаемым темам. При создании презентаций-кроссвордов я использую программный продукт PowerPoint компании Microsoft. Необходимые изображения берутся в информационно-телекамуционной сети «Интернет», с правами общего неограниченного пользования или создаются в программе Photoshop. Существующие звуковые эффекты, используемые в презентации-кроссворде, внедряются в соответствии с правилами использования интеллектуальной собственности или создаются в программе Audition. В своих презентациях широко использую загадки. Кроссворд даёт возможность закрепить пройденный материал по темам. Использование дидактического материала позволяет сократить время на повторение, позволяет поддерживать устойчивое внимание, повышает интерес к познаниям. Дети с большой охотой и интересом разгадывают загадки, кроссворды. Каждое занятие имеет четкую структуру:
- подготовительная часть, во время которой проводится предварительная работа, актуализируются, уточняются знания детей;
- кроссворд на компьютере;
- зрительная зарядка;
- итоговая часть, во время которой происходит обсуждение разгадывания кроссворда, разъясняются ошибки, выявляются положительные моменты.
Рассмотрим пошаговое решение кроссворда
«Техника – наша помощница»
Цель: найди спрятанное слово, разгадав правильно кроссворд.
1 шаг: клик мышью, на слайде изображены пустые поля кроссворда с цифрой 1 и загадка по теме, воспитатель зачитывает загадку, дети отгадывают.
2 шаг: клик мышью, на слайде по горизонтали прорисовываются угаданное слово «утюг» и одновременно появляется картинка-отгадка угаданного слова «утюг», если дети не умеют читать.
Последующие шаги аналогичны предыдущим.
Всего слов-загадок семь. На последнем слайде по вертикали появляется спрятанное слово - «техника», восьмое слово, выделенное другим цветом и все картинки-отгадки.
После работы на компьютере выполняется зрительная гимнастика. Затем дети и воспитатель приступают к обсуждению результатов разгадывания кроссворда, разъяснению ошибок. Таким образом, любое занятие проходит на фоне эмоционального подъёма и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности и обобщению материала, позволяет ребенку осознанно контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует его на успех.
Использованная литература :
1. Вохринцева С., Ледкова С. Дидактический материал «Окружающий мир». – Екатеринбург, 2003.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
3. Титов С. В., Шибаев Г. И. Тематические игры по ОБЖ, методическое пособие. - М., 2005.
4. Интерактивная педагогика в детском саду. / под ред. Н. В. Микляева. М., 2012.