Федорова Наталья
Обучение детей пересказыванию литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
9.12.2021
В дошкольном периоде особое внимание уделяется развитию связной речи детей. Большую помощь в развитии речевых навыков дошкольников оказывает правильно организованный литературный пересказ. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Во время пересказывания дети изучают нормы и правила построения предложений и текста. При использовании текстов детской художественной литературы педагог эффективно проводит работу по развитию «чувства языка» - уделяется внимание лексической, синтаксической и грамматической сторонам речи. Также, со стороны педагога оценивается правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, в ребенке воспитываются положительные качества личности: доброта, отзывчивость.
Публикация «Обучение детей пересказыванию литературных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Умение в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. Л. Н. Толстой обращал внимание на необходимость воспитания детей путем бесед, чтения.
На занятиях по пересказу литературного произведения дети запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развиваются его речевые умения.
Дошкольники очень эмоционально воспринимают сказки и особенно сказки, легко «входят» в ситуацию сюжета, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Однако, при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:
- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый текст;
- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:
- В младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения.
- В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.
- Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки.
Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи).
Рассмотрим требования к подбору произведений для обучения пересказу. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе.
- Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, также можно привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения.
- Развитие навыков диалогической речи и элементов монолога в среднем дошкольном возрасте позволяет использовать для пересказа ранее незнакомые литературные произведения, которые впервые читают детям непосредственно на занятии по обучению пересказу. Это могут быть небольшие по объему сказки о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». А также сюжетные рассказы, по содержанию близкие опыту ребенка (рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», Л. Н. Толстого «Пожар», «Косточка»). В них должны быть хорошо выражены основные структурные компоненты текста: начало, середина, конец.
Старшим дошкольникам доступны для пересказа :
- сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»,
- рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л. Н. Толстого, «Волшебное слово» В. А. Осеевой и др. ,
- рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е. И. Чарушина, «Золотой луг» М. М. Пришвина,
- тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники, рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).
В этот возрастной период совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения произведений художественной литературы. Старшие дошкольники более свободно ориентируются в литературном материале, у них активно развивается словарь, усиливается языковое чутье, развивается внимание и интерес к образному слову
Таким образом, дети обучаются пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию речевой выразительности, навыков связной монологической речи.
С детьми подготовительной группы на занятиях по пересказу закрепляются и совершенствуются речевые навыки и умения, полученные в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, полно, последовательно, без повторений, не искажая текст, не пропуская важные элементы. Совершенствуются умения детей пересказывать текст эмоционально, передавать диалоги героев различными интонациями, использовать при пересказе смысловые ударения, паузы, характерные для сказок художественные средства (зачин, повторы и т. д.). Дети продолжают учиться говорить достаточно громко, без напряжения, не торопясь. Самостоятельность детей в пересказе становится больше.
Важно обращать внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Длинные и сложные предложения, сложные метафоры, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения еще не доступны детям дошкольного возраста. Дети не осознают, что основное внимание необходимо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи. Таким образом, можно сказать, что пересказ литературных произведений является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста на основе образца. Для пересказа пригодны сказки и рассказы в прозе, простые и доступные дошкольникам по своему содержанию, языку и грамматической структуре.
Благодаря работе по формированию у детей дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. Развивается логическая память и формируется последовательность мышления. А благодаря систематической работе к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.
В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче. При пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение. Реже встречаются грамматические ошибки (меньше неправильных согласований слов, ошибок в окончании существительных множественного числа). В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.
Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания к содержанию или языку воспроизведения.
Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.