Елена Мельник
Общение ребенка и взрослого посредством экспериментальной деятельности в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»
___
670031, Республика Бурятия
г. Улан-Удэ, 113 квартал, дом 4
тел. /факс 55-05-85,55-05-90
ulan-ude-school63@yandex.ru
Общение ребенка и взрослого посредством
опытно-экспериментальной деятельности
подготовила воспитатель: Мельник Е. А.
г. Улан -Удэ,2018г.
Публикация «Общение ребенка и взрослого посредством экспериментальной деятельности в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Общение ребенка и взрослого посредством
опытно-экспериментальной деятельности
Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на ребенка воспитательного воздействия, формирования самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
Важнейший путь влияния общения на психологическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контакте с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка, возникают трудности в общении с окружающими.
Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: В. Г. Ананьева, В. Богомолов, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Н. В. Мясищева, А. В. Петровского, и др. Научные сотрудники лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста выделяли две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым : внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Первая форма общения осуществляется на фоне познавательной деятельности детей. Несомненный признак – первые вопросы малыша, касающиеся предметов и явлений окружающей действительности (о животных, машинах, разнообразных явлениях природы). Источником сведений об окружающей предметной действительности, для ребенка является старший, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития. Так складывается самая поздняя и самая сложная внеситуативно-личностная форма общения. Время ее проявления весьма неопределенно.
Отличительная особенность внеситуативно-личностного общения : ребенок стремиться к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Общность взглядов и эмоциональная оценка является как бы критерием их правильности. Таков в общий чертах путь развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».
В образовательном процессе детского сада экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у дошкольника интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.
Как показывает практика, экспериментально-познавательная деятельность в детском саду очень актуальна и эффективна. Сотрудничество детей и взрослых в ходе экспериментирования закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе экспериментальной деятельности знания воспитанников, их наблюдения, на личный опыт детей, педагог создает в группе атмосферу сотворчества.
Ведь только заинтересовав ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Это даёт возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес, применять полученные знания в той или иной деятельности.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Как показывает опыт работы, организация самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении воспитателем двух важных условий: 1. стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем,2. включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.
показ презентации