Анна Закирова
Организация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельности.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Сложившаяся экологическая обстановка в области, районе, отставание в формировании экологического сознания жителей нашего города требовали целенаправленной работы по формированию общей экологической культуры у подрастающего поколения. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является экологическое воспитание дошкольников.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру уже в дошкольном возрасте. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до семи лет у ребенка создается фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе, идет накопление ярких эмоций, непосредственное восприятие информации позволяет запомнить ее прочно и легко.
С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытно-экспериментальная деятельность систематически с помощью 6 зон, в том числе коллекции,мини-музеи.
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохраняемой деятельности.
С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельностью, развитию восприятия мышления, а главное речи.
Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам.
Исходя из этого, в нашей группе создан центр экспериментальной деятельности, который состоит:
1. мини – лаборатория «Эврика»
Введение сказочного персонажа Галилео, превращает занятия в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. В мини-лаборатории хранятся оборудование и материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.
Специальная посуда – (разнообразные емкости, подносы, мерные стаканчики, ложки, воронки, тарелки, формочки, стеки, линейки, спички, трубочки, мерные стаканчики и т д.).
Природный материал (камешки, глина, песок разный по цвету и по свойствам, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, семена, листья деревьев, кора и спилы деревьев, каменный уголь, скорлупа орехов, косточки от фруктов и т д)
Приборы- помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, песочные часы, весы, магниты, компас, глобус, пилочка для ногтей и т д)
Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т д)
Медиинские материалы (пипетки, колбы, деревянные и пластмассовые палочки, шприцы без иголок, резиновые груши, пробирки, термометр, шпатели, вата, марля, бинт, лейкопластырь, перчатки и т д).
Есть в центре материалы которые разделены по блокам :«Волшебница вода», «Невидимка- воздух», «Свет, цвет, звук», «Магнетизм», также имеются наборы, для проведения опытов с детьми «Юный биолог», «Юный химик», «Космос».
В мини-лаборатории находятся всевозможные коллекции:
- коллекция семян
- коллекция насекомых
- гербарии цветов и деревьев
- коллекции тканей
- коллекция ракушек
- коллекция камней
- коллекция круп
- коллекция животных
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозема, камней.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить с функциями частей растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, в группе имеется уголок комнатных растений, создали паспорт растений, ориентируясь на уловные обозначения, дети учатся правильно ухаживать за растениями, так же ведется дневник наблюдения за посадками растений.
2 наш методический центр
Здесь находятся проекты, методические рекомендации по проведению опытов, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы). Так же вывешиваем правила работы с материалами, условные обозначения. Тут же находятся разные схемы.
Вносим различные наглядные материалы – книги, энциклопедии, атласы, разные познавательные альбомы. Все это мы используем для формирования у детей самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию, так же оформлен календарь именинников. Плакаты для знакомства детей с «круговоротом воды в природе», для ознакомления с живой и неживой природой. Календарь природы, где мы отмечаем погоду. Хозяйка центра Алиса из страны чудес и знаний, с которой дети часто отправляются в путешествия.
3 наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, раскраски, игры сделанные своими руками из экологичных материалов. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путем.
4 «огород на окне»
На окне обустроен огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Родители поддерживают педагогов и детей, постоянно участвуют в совместных мероприятиях. Вовлекли родителей в совместную деятельность с детьми на «огороде» (помогали советами, приносили семена, рассаду, почву)
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную деятельность, мы способствует развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы, логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное, необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.