Екатерина Чудинова
«Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.
Существует два типа детского конструирования : техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки.
Публикация «„Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
К техническому конструированию относится создание предметов из строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики, а со временем более сложные (мебель, башни, мосты). Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций.
Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида: конструирование из бумаги, конструирование из бросового материала, конструирование из природного материала.
Этапы становления детского творческого конструирования
I этап – первичного освоения знаний и умений (по образцам)
II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях (по условиям)
III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу).
Формы организации обучения: Конструирование по образцу. Конструирование по модели. Конструирование по условиям. Конструирование по замыслу. Конструирование по схемам и чертежам.
В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д. - или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т. д., но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз -вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность как особый вид психической деятельности вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, о чем свидетельствуют исследования. Развитие конструктивной деятельности создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов, существующих в общественном опыте.
Литература:
1. Иванина Татьяна Анатольевна «РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА». Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика».
2. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : лекции 1-4. М. : Педагог, ун-т «Первое сентября», 2008.
3. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rebyonka