Лучший педагог года

«Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Екатерина Чудинова
«Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

Существует два типа детского конструирования : техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки.

Публикация «„Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

К техническому конструированию относится создание предметов из строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики, а со временем более сложные (мебель, башни, мосты). Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций.

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида: конструирование из бумаги, конструирование из бросового материала, конструирование из природного материала.

Этапы становления детского творческого конструирования

I этап – первичного освоения знаний и умений (по образцам)

II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу).

Формы организации обучения: Конструирование по образцу. Конструирование по модели. Конструирование по условиям. Конструирование по замыслу. Конструирование по схемам и чертежам.

В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д. - или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т. д., но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз -вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность как особый вид психической деятельности вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, о чем свидетельствуют исследования. Развитие конструктивной деятельности создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов, существующих в общественном опыте.

Литература:

1. Иванина Татьяна Анатольевна «РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА». Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика».

2. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : лекции 1-4. М. : Педагог, ун-т «Первое сентября», 2008.

3. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rebyonka

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста» Фотоотчёт - ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Конспект познавательно-исследовательской конструктивной деятельности «Лесенка для белочки» для детей первой младшей группы Воспитатель I квалификационной категории Ушакова Олеся Николаевна Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая,.

Конспект занятия по внедрению этнокультурного компонента в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста .Конспект занятия по внедрению этнокультурного компонента в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. «Баю, баюшки, баю,.

«Машина». Конспект интегрированной конструктивной деятельности Машина ИнтеграцияОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную.

Образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Календарь природы» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Календарь природы» (сентябрь-май) Воспитатель: Красикова Е. А. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Образовательный проект с детьми дошкольного возраста «Зимующие птицы»Образовательный проект с детьми дошкольного возраста «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» (из опыта работы) Образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром – экологическое.

Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Здравствуй, гостья Зима!» Образовательный проект с детьми старшего возраста «Здравствуй, гостья - Зима» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Цель: создание.

Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие в процессе конструктивной деятельности детей младшего возраста» Актуальность Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений.

Отчет по конструктивной деятельности детей старшей группы «Микрорайон «Чистый город»Отчет по конструктивной деятельности детей старшей группы «Микрорайон «Чистый город» Коллективная работа – конструкция «Микрорайон «Чистый город»» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного.

Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 08:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Образовательный потенциал конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Чудинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД