Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Раньше, позже»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 4 – 5 лет, средняя группа.
Тема: " Раньше, позже"
Основная цель: формирование пространственных отношений: раньше - позже.
Образовательные задачи :
Познание:
- уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях "раньше" - "позже" ("сначала" - "потом", тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова "раньше", "позже", составлять сериационный ряд по данным временным отношениям;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Раньше, позже“» размещена в разделах
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия "один" и "много", умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
Развивающие задачи:
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию;
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к окружающим;
- формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки;
Дидактические материалы: карточки с изображением домашних и диких животных на каждого ребенка, сериационные картинки по 3 шт. на каждого ребенка.
Оборудование: фотоаппарат, фотографии, 2 альбома для фотографий, елочка, домик, интерактивная доска с игровой презентацией PowerPoint.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации использовались приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность; созданы условия для принятия детьми так называемой "детской" цели, самостоятельность детей в "открытии" нового знания; соблюдены дидактические принципы деятельностного метода;
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, хотите посмотреть, что я сегодня принесла? (Воспитатель показывает детям фотоаппарат).
- Кто знает, что это? Для чего он нужен? Как вы думаете, зачем люди фотографируются?
Для того, чтобы запечатлеть самые интересные моменты своей жизни. Чтобы потом посмотреть на фото и вспомнить, что было раньше.
- Ребята, а вы хотите запечатлеть сегодняшний день, а потом посмотреть и вспомнить, как вы вместе играли в детском саду?
- Как это сделать? Правильно, сфотографироваться! Давайте попросим Дарью Сергеевну нам помочь? А позже посмотрим, что получилось!
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики вокруг столика.
- У вас дома есть фотографии? А где вы их храните? У меня тоже есть фотографии. Поможете их разложить в альбомы? А сможете?
- В один альбом нужно положить мои фотографии, а в другой - фотографии другого человека. (Фотографий воспитателя - 3, а фотографий другого человека -1.)
2. Актуализация знаний.
1) Дидактические задачи: актуализировать знания детей о фотографиях, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память.
Игра "Фотографии (начало)".
Дети подходят к столу, на котором лежат два альбома, три фотографии воспитателя, сделанные в разное время, а также одна фотографии второго воспитателя группы. Все фотографии лежат вперемешку.
- Узнаете ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?
- В один или в разные альбомы вы положите мои фотографии и Дарьи Сергеевны? (В разные.)
Дети вместе с воспитателем кладут фото Дарьи Сергеевны в один альбом.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об изменении предметов со временем;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Игра "Фотографии (продолжение)".
- Куда надо положить оставшиеся фотографии? (Если дети затрудняются, можно напомнить им, что фотографий воспитателя было много, а фотография Дарьи Сергеевны - одна.)
- Почему вы не смогли сразу догадаться, что на этих фотографиях тоже Елена Викторовна? (Потому что фотографии очень разные).
4. Открытие детьми нового знания.
Дидактические задачи:
1) сформировать понимание того, что с течением времени происходят изменения внешнего вида предмета, о временных отношениях "раньше" - "позже"("сначала" - "потом");
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и ситуации успеха, развивать творческие способности.
Игра "Фотографии (окончание)".
- А чем они отличаются?
Дети говорят, что на одной фотографии воспитатель совсем маленький, на другой - взрослый.
Воспитатель хвалит детей и уточняет: одни фотографии сделаны раньше, а другие - позже.
- Какая фотография была сделана сначала, потом, самой последней?
- В каком порядке их надо разместить в альбом?
Воспитатель делает вывод: человек со временем меняется, со временем меняется все.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить умение понимать и правильно употреблять в речи слова "раньше", "позже", тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.
2) тренировать умение различать диких и домашних зверей, развивать воображение, пространственную ориентацию;
3) закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям "раньше" - "позже" ("сначала" - "потом").
Игра "Назови правильно"
- Знаете, ребята, а зверюшки тоже любят фотографироваться. Хотите посмотреть их фотографии?
- Тогда отправляемся в гости к зверушкам! На чем отправимся? Полетели на самолетах! Заводим моторчики!
Дети подходят к веревочке, на которой висят картинки с изображением диких и домашних животных.
- Возьмите фотографии и рассмотрите. Все взяли? (Если кто-то возьмет больше одной фотографии, то хватит не всем.)
- Почему фотографии оказались не у каждого? (Надо поделиться, тогда у каждого будет по одной фотографии.)
- Кто изображен на фотографии? (Дети называют.) Как эти звери будут называться позже, когда вырастут? (Каждый ребенок проговаривает, как будет называться зверушка на его фотографии позже. Например: зайчонок позже станет зайцем, котенок – кошкой и. т. д.)
-Ребята, где живут дикие звери? Где живут домашние звери?
- Давайте отдадим фотографии зверушкам. Фотографии зверей, которые живут в лесу, положите под елочку, а фотографии зверей, которые живут рядом с человеком - около домика.
- Молодцы, ребята!
Игра "Раньше - позже" (Игровая презентация, программа PowerPoint)
Проводится на интерактивной доске.
- Молодцы! Все сделали правильно!
Игра "Разложи по порядку"
- Ребята, зверушки попросили помочь им разложить картинки по порядку, т. е. определить, что было сначала, а что потом? Хотите помочь? А сможете?
Воспитатель дает четкую инструкцию для выполнения задания.
- Сначала положу ту картинку, которая была "раньше", а потом положу картинки, которые были позже.
Дети садятся за столы, на которых лежат картинки по 3 на каждого. Дети раскладывают сериационный ряд, поясняя: это было раньше, а это позже. Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения.
- Зверушки благодарят вас, ребята!
- А нам пора в самолеты! Отправляемся домой! Полетели!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь, создать ситуацию успеха.
Дети собираются возле воспитателя.
- Понравилось вам сегодня играть?
- Ребята, кому мы сегодня помогали? А чем мы помогли зверушкам?
- Что вам было трудно выполнить?
-- Что интересного узнали? (Мы теперь знаем, что со временем все меняется.)
- Как вы думаете, почему у нас все получилось? (Потому что мы научились определять, что было сначала, а что потом.)
- А еще мы очень дружные и любим всем помогать!
- Как здорово, что этот замечательный день останется в нашей памяти на долгие годы, благодаря фотографиям, которые сделала Дарья Сергеевна!
- А сейчас вас ждет сюрприз! В спальне я разложила фотографии ваших мам, которые сделаны были очень давно, когда ваши мамы были маленькими. Попробуйте найти фото своей мамы!
Использованная литература: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть1 и 2. – Изд. 4 – е, - М. : Издательство «Ювента», 2010.