Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Возрастная группа: старшая (5-6).
Тема: «Царство грибов»
Основные цели: Познакомить детей с грибами (где растут, чем отличаются съедобные от несъедобных, как выглядят). Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез обобщение, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать элементарные умозаключения. Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память. Развивать исследовательскую деятельность. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Царство грибов“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы, оборудование: интерактивная доска, фонограмма шума леса, презентация «Царство грибов», Кукла-марионетка «Старичок-Лесовичок», раздаточный материал – пазл.
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми – путешествие в «Царство грибов». Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра. Для повышения активности детей использую игровые приемы, чтение отрывка из стихотворения, сюрпризный момент и пр. В образовательной ситуации использовались звуки, которые усиливали эмоциональное восприятие темы.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, послушайте стихотворение!
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок березы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клена, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
-Какие приметы осени вы знаете? (Дети говорят различные варианты)
- Осень называют щедрой, хлебосольной. А почему?
- Какой урожай мы с вами собираем в лесу осенью?
- Говорят, что у осени есть «Царство грибов». А вы хотите туда попасть?
-Ох, туда попасть непросто, вам нужно пройти серьёзные испытания, вы готовы к ним? А сможете?
Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о грибах и где они растут.
2.1 Беседа
- Вот мы с вами и попали в лес. Тут так много деревьев, а где мы можем найти грибы? (под деревьями, полянками, у тропинок)
- Верно, а вы знали, что деревья и грибы с давних времен дружат. Давайте попробуем определить под каким деревом растут грибы : подберезовики? подосиновики? дубовики?
- Я вижу, что вы готовы посетить «Царство грибов». Однако для того, чтобы пойти в лес, нам нужно одеться. Ребята, а что же нам одеть?
- Когда идете в лес, надевайте закрытую одежду, чтобы защититься от укусов комаров и клещей.
- А сейчас представьте, что мы попали в «Царство грибов»! Ой, смотрите, а вот и первый гриб.
Слайд-1
2.2 Игра «Угадай, кто я»
Цель: учить детей различать и называть грибы.
Гриб : Я сижу на крепкой ножке, в бурых листьях у дорожки.
Встала шапка из травы, нет под шляпой головы. Угадайте, кто я? (боровик)
- Правильно, это его Величество Боровик.
Слайд-2
-А вот и другой гриб.
Гриб : Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик)
-Почему его так называют?
-Ребята, а что за грибы растут целыми семействами на пеньках?
Слайд-3
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
Слайд-4
-Вот как много мы грибов собрали!
Затруднения в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных грибов;формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Сюрпризный момент (запись шума леса)
-Ребята, посмотрите, это же сам Старичок-Лесовичок к нам пожаловал.
(появляется Старичок-Лесовичок)
Старичок-Лесовичок: Я, Старичок-Лесовичок, хозяин этого леса. У меня приключилась беда мой друг, Леший, решил надо мной пошутить, и перепутал все грибы в лесу. Теперь я не знаю где съедобные, а где несъедобные грибы. Ребята, а вы хотите мне помочь? Сможете?
- Что нужно для того, чтобы мы могли выполнить задание?
Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: закреплять знания детей об съедобных и несъедобных грибах.
Ход игры: если воспитатель называет:
-съедобные грибы – хлопни в ладоши.
-не съедобные грибы - стой на месте.
Слайд-5-11
Старичок-Лесовичок: Ребята, спасибо за помощь! А мне пора обходить свои владения. До свидания, приходите почаще в «Царство грибов»!
«Открытие» нового знания
Дидактические задачи: познакомить детей со строением грибов; содействовать развитию наблюдательности; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Ребята, вы уже знаете много грибов, а теперь давайте рассмотрим их строение.
- Из чего состоит гриб? (Шляпка, ножка (плодовое тело) и корни (грибница).
-Чем распространяется гриб? (спорами)
-Где находятся споры у гриба? (внизу шляпки, между трубочками или пластинками)
-Как вы думаете, почему вы не смогли правильно ответить на вопросы?
-А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (можно догадаться самостоятельно; посмотреть в энциклопедии; спросить у того, кто знает)
Слайд 12-13
Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: Закрепление у детей нового знания в играх.
Игра «Сложи картинку»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.
- Какой гриб у вас получился?
-Молодцы, вы славно потрудились. Теперь нам пора возвращаться домой.
Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети с воспитателем переходят на ковер.
-Ребята, где вы сегодня были?
-Кого вы встретили в «Царстве грибов»?
- Что нового вы узнали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Старичоку-Лесовичоку разобрать съедобные и несъедобные грибы и узнали об их строении.
Использованная литература:
Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. -М: Цветной мир, 2012.-240с.
Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Бондаренко Т. М. / под общей редакцией доктора педагогических наук; профессора С. В. Кульневича. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2006. -432с.
Интернет ресурсы