Землянская Марина Викторовна
Образовательная ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни
(Слайд 1)Разрешите представить вашему вниманию научное исследование на тему «Образовательная ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни».
Формирование элементарных математических представлений направлено на развитие важнейшей составляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольном учреждении должно отводиться важное место.
Публикация «Образовательная ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
(Слайд 2) Актуальность исследования в этой области определила проблему: недостаточно систематизированное использование логико-математических игр в процессе формирования элементарных математических представлений с целью повышения уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: выявить условия использования образовательной развивающей ситуации для накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
Объект исследования: процесс накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
Предмет исследования: образовательная развивающая ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
(Слайд 3) Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по изучению влияния образовательной развивающей ситуации как средства накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
4. Выявить динамику накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
(Слайд 4) Гипотезой нашего исследования выступило положение о том, что образовательная развивающая ситуация будет эффективным средством накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни при соблюдении следующих условий: (которые представлены на слайде)
- создании системы логико-математических игр;
-учете требований к организации среды накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни;
-активизации взаимодействия с родителями по накоплению логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
(Слайд 5) Нами использовались следующие методы научно-педагогического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, опрос.
(Слайд 6) Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию на (конференциях, представленных на экране) Международной Студенческой Научной Конференции – III МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ (Москва, 2019); на IV Региональной научно-практической конференции «Проблемы образования, экономики формирования личности» (Новошахтинск – 2019).
(Слайд 7).На первом этапе исследования раскрыты особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста, обозначено значение образовательной развивающей ситуации для логико-математического развития детей дошкольного возраста, а также проанализированы педагогические исследования по проблеме накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни таких отечественных и зарубежных ученых как Жан Пиаже, Валентина Васильевна Абашина, Анна Михайловна Леушина, Григорий Силович Костюк, Наталья Александровна Менчинская, Мария Игнатьевна Моро, Александр Александрович Свечников, Михаил Николаевич Скаткин, Мария Фидлер, Зинаида Алексеевна Михайлова, Августа Алексеевна Смоленцева, и др.
(Слайд 8) В практической части исследования представлена опытно-экспериментальная работа по использованию образовательной развивающей ситуации для накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни - выявление уровня логико-математического опыта детей 7-го года жизни, система логико-математических игр в образовательных развивающих ситуациях для накопления математического опыта детей 7-го года жизни, динамика накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик» города Гуково. В эксперименте приняли участие 10 детей 7-го года жизни.
(Слайд 9) Для характеристики вычислительных навыков им предъявлялись задания по разделам «Количество и счет», «Размер предметов», «Пространственные и временные понятия». Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что у старших дошкольников достаточно низкие показатели логико- математического развития. На следующем этапе нами была изучена предметно-развивающая среда подготовительной группы. Целью проверки являлся анализ работы по данному направлению, выявление резервных возможностей педагогического коллектива и определение перспективы его деятельности. В рамках констатирующего этапа также было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к проблеме логико- математического развития детей. Данные, полученные после обработки анкет, говорят о том, что большинство родителей неправильно понимает понятие «логико-математическое развитие», большинство родителей трактует данное понятие как «умение считать», «обучение цифрам» и т. д.
(Слайд 10) В процессе формирующего эксперимента осуществлялась разработка системы логико-математических игр в образовательных развивающих ситуациях для накопления математического опыта детей 7-го года жизни; оптимизировалась предметно-пространственная среда ДОО для логико- математического развития дошкольников, а также инициировалась работа с родителями по накоплению математического опыта детей 7-го года жизни. С целью изучения работы коллектива по накоплению логико-математического опыта детей 7-го года жизни, проведен анализ уровня развития дошкольников (мониторинг, анализ деятельности детей в НОД и в режимных моментах); создана предметно-пространственная развивающая среда в группе.
(Слайд 11) На заключительном этапе нашей работы, нами было повторно организовано диагностическое исследование уровня логико-математического опыта детей 7-го года жизни.
Многие дети после проведения формирующего этапа самостоятельно выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый к тонкий, широкий и узкий. Большинство детей (90%) в совершенстве владеют количественным и порядковым счетом). Повысились показатели в усвоении детьми сенсорных эталонов с 40% до 90%.
Положительное влияние оказало также и организованное нами взаимодействие с родителями. Необходимо отметить, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинал заново открывать для себя радость общения с ребенком. Кроме того, занятия с родителями обогатили их педагогический опыт, позволили сформировать основные представления о составляющих готовности к школе с точки зрения психолого-педагогических исследований.
В ходе практической работы был разработан план мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов в области развития детей дошкольного возраста. Использование данных разработок позволит повысить уровень знаний и умений педагогов ДОО в области развития детей.
(Слайд 12) При определении методов и приемов учитывались физические и психические особенности ребенка, обучение велось с помощью дошкольных форм воспитательно-образовательной работы, где широко используются проблемные ситуации в разных видах деятельности детей. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определялась соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфической для данного возраста в наглядно – действенной форме, с опорой на непосредственные практические или поисковые действия. Поэтому проблемная ситуация является одним из средств формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Применение в развитии дошкольников занимательного материала помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности, специально организуемой воспитателем в течение дня. В заключении необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни
Таким образом, проделанная работа по накоплению логико-математического опыта детей 7-го года жизни дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предложить, что у детей произошел прирост в показателях математического развития. Занимательный материал дает большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.