Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Технологии логико-математического развития дошкольников»

Виктория Садовникова
Консультация для воспитателей «Технологии логико-математического развития дошкольников»

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит прежде всего от того,что подлежит освоению,и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентирование в схемах и моделях.

Публикация «Консультация для воспитателей „Технологии логико-математического развития дошкольников“» размещена в разделах

Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия,соотносить действия с результатом,стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так,то, объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно-игравая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявление радости и огорчений, других интелектуальных эмоций. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом:

1. Логические и математические игры.

2. Логико-математические сюжетные игры (занятия).

3. Проблемные ситуации,вопросы.

4. Эксперементирование и исследовательская деятельность.

5. Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Современные логические и математические игры разнообразны.

Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др.

Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический конструктор», «Загадка» и др.

Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грам», «Крестики», «Игрушки складушки» и др.

• Игры из серии «Кубики и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб»,»Цветное пано» и др.

Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные,на замену мест и др.

Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры; осознает, владеет ли ребенок действиями сравнения, обобщения, сосчитывания, измерения, классификации, умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения – способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, с учетом возможностей детей. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого. Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрослого в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения. Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных.

Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.

Методика организации и проведения логико-математических игр.

В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?».

Исследовательская деятельность и экспериментирование.

Исследовательская деятельность – особый вид интелектуально-творческой деятельности. Она включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика.

Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Методика развития деятельности экспериментирования.

На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.

На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

• Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами.

• Новая информация о другом исследуемом объекте.

• Знания о способах исследования и его результатах.

• Познавательное и личностное развитие.

Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.

Результатом включение в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от умственного труда и общения.

В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого взрослый организует тематические мини-ситуации, занятия в виде сюжетных логико-математических игр, тренинги, развлечения и вечера досуга (в том числе совместные с родителями).

Прикреплённые файлы:

k-konsultaci-2_hpv5l.ppt | 2939 Кб
 
Публикации по теме:

Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников Консультация для воспитателей : «Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников» Разживина А. В. В связи.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в процессе развития дошкольников» Использование ИКТ в процессе развития дошкольников Что такое ИКТ? «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих.

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников» Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников Умение составлять простейшие, но интересные по.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как метод развития речи дошкольников» Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Консультация для воспитателей на тему «Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников» Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

Консультация для воспитателей «Роль развития движения пальцев рук в становлении речи дошкольников» Развитие мелкой моторики пальцев рук является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников" Здоровье – одна из главных ценностей.

Тренинг-консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников» Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеют особое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технологии логико-математического развития дошкольников»
Опубликовано: 10 марта 2019 в 16:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД