Елена Астафьева
Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов –участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блоков Дьениша.
Задачи :
1. Довести до сознания педагогов необходимость работы с блоками Дьениша.
2. Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
3. Обучить педагогов методам и приёмам использования блоков Дьениша в педагогическом процессе.
4. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
5. Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: Мультимедиа, презентация.
Раздаточный материал: Блоки Дьениша, наглядный материал к играм.
План мастер-класса :
1. Теоритический материал-актуальность использования блоков Дьениша.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
Ход мастер класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги я рада приветствовать вас на мастер-классе. Начиная развивать ребёнка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, что бы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка. На мой взгляд, для решения задач математического развития детей как нельзя лучше подходят логические блоки Дьенеша.
Основной целью использования блоков Дьёныша является обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей :
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).
Я приведу вам некоторые примеры использования логических блоков Дьеныша в дидактических играх с дошкольниками, направленных на развитие логико-математических способностей детей.
С детьми 3-4лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой», по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самы простые игры.
• «Найди все фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме)
• «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме)
• «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру; по размеру и цвету)
• «Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и размеру (по цвету и форме; по форме и размеру; по цвету, размеру и форме)
• «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его с детьми разного уровня и развития, в разных возрастных группах. (Слайд №2)
Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Располагайтесь по удобней. Правила построения дорожек записаны на карточках схемах, которые лежат у вас на столах. Играть будем в соревновательном плане «Кто быстрее построит дорожку?» .Педагоги выполняют задание и анализируют правильность выполнения задания. По окончанию работы подводится итог :усложнение заключается в следующем, что первая пара педагогов строили дорожки с опорой на один признак (форму, размер, величину, цвет).
Затем правила построения дорожек усложняются и дети при выполнении задания ориентируются сразу на два свойства что бы были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т. Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т. д. Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети. (Слайд №3)
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки. Разработанные профессором Семадени на которых условно обозначены признаки блоков : цвет обозначается бесформенным пятном. Форма –контуром фигуры, величина-силуэтом большого и маленького домика, толщина - условным изображением человеческой фигуры (толстого и тонкого).
(Слайд №4)
Существуют и карточки с отрицанием. Это те же самые изображения,но перечёркнутые крест-накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.
Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте её, покажите соответствующий блок. Педагоги выполняют задание.
В обычной жизни нам часто приходится оказывать помощь родным. Друзьям, просто прохожим. Животным. Стремление прийти на помощь, доброта, ум. Внимательность к людям- это достоинство человека. И конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения, я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в нашей жизни бывают черезвычайные ситуации бедствия, задача «Спасателей» (т. е ваша задача)- подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Слайд №5
Выложите из блоков Дьениша транспорт по схемам,которые лежат у вас на столах. Педагоги выполняют задание.
Слайд №6
Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Дьениша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.
Слайд №7
Игра «Посадим клумбу»
Материал: набор Дьениша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков.
Ход игры.
В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьениша-это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекались друг с другом. В каждый обруч кладё тся карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Педагоги берут по одному блоку и «сажают» рассаду в ту клумбу, карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака. То его помещают в пересечение 2 –ух обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение трёх обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то размещают вне обручей. За каждый правильно размещённый блок педагог получает, очко. Выигрывает тот,кто наберёт больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьениша.
Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьеныша, а привести полный список таких игр в рамках одного мастер-класса невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения.
Уважаемы коллеги наш мастер- класс приходит к логическому завершению и что бы обобщить его материал, я предлагаю вам составить сиквейн.
Слайд №8
Синквей происходит французского слова «пять». Это стихотворение из 5 строк. В нём нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Всё очём мы с вами сейчас говорили нужно представить в 5 строках.
1строчка- 1 существительное. Это и есть тема сиквейна.
2 строчка- 2 прилагательных.
3 строчка- 3 глагола.
4 строчка- на ней разместится целая фраза. Предложение. С помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение. цитата. И мы определим. что произошло с вами в течении нашей встречи. Может быть,вы чему-то научились. Может- быть,кому то было не интересно.
Может быть наш мастер –класс вас вдохновил на новые дела.
Педагоги составляют синквейн.
Спасибо всем за сотрудничество и взаимопонимание.