Алла Гульченко
Публикация о влиянии педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности детей.
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
Публикация «Публикация о влиянии педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
Руководство сюжетно - ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно - ролевыми
Играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игр, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;
- умение поддержать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится более творческой и саморазвивающейся.
В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных метода.
Первый компонент метода - это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представление детей об окружающем : предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально - нравственные оценки. Это все может стать источником возникновения замысла игры детей.
Вторым компонентом метода выступает – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры - шутки, игры - загадки - все то, что обеспечивает усвоение детьми способов воспроизведения в игре действительности.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Сюжетно - ролевая игра должна не только способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим в обучающих играх, но и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности.
Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда дети почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, заменяющего ребенка-партнера усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру так, чтобы дети ставились перед необходимостью использовать более сложный способ построения игры.
Ученые - педагоги Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают рассматривать руководство сюжетно - ролевой игры, как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Выделяются три способа:
- последовательность предметно - игровых действий, с помощью которого ребенок имитирует реальное действие, используя игрушки;
- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь и предметы;
- сюжета-сложение, посредством, которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Следует обращать внимание на организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый создает условия, но непосредственно в нее не включается. С целью организации условий возникновения игры, детям дают в свободное пользование тот игровой материал, который был использован в обучающей игре, на занятиях.
Многие занятия, особенно по конструированию и изобразительной деятельности, также способствуют формированию игровых умений.
Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению сюжетно - ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:
- Сюжетно - ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
- Современные подходы к руководству сюжетно - ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.
- Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе сюжетно- ролевых игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей ролевого поведения и сюжета - сложения.