Крюкова Юлия Демьяновна
Обновление развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей
▼ Скачать
Консультация для педагогов на тему:
«Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей»
В дошкольной области образования была и остается важная задача «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», о ней же указано во ФГОС.
Публикация «Обновление развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Эмоциональное благополучие определяется как положительно эмоциональное самочувствие ребенка, которое характеризуется ощущением значимости, доверия, нужности, и возникает в результате удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении.
Одним из важных факторов является построение комфортной развивающей предметно - пространственной среды. От того насколько грамотно организована развивающая среда в группе детского сада во многом зависит психологическая комфортность и эмоциональное благополучие ребенка.
Ранний возраст – это время, когда закладывается основы физического, психического, личностного развития человек. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Актуальность проблемы обусловлена важностью организации предметно – пространственной среды, выступающего для ребенка серьезным этапом при посещении ДОУ.
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми.
(Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина)
В семье:
Наблюдать за играми ребенка дома и
по желанию рассказать о них
воспитателям.
Проявлять уважение к личности
ребенка, считаться с постепенностью
становления игровой деятельности и
не пытаться искусственно ее ускорить.
Исходя из материальных возможностей семьи приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры и игрушки из которых можно сделать необходимый выбор в данный момент, но не накапливать их в доме без
разбора. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумать возможность временного сохранение детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации -«праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п., и только после этого - убирать игрушки и детали на место. Вспомнить свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами.
Тактично и ненавязчиво предлагать
помощь в создании игровой среды. Отказ ребенка от предложенной помощи принимать как должное. Все последующие обращения ребенка
воспринимать как выражение доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.
Проявлять инициативу и выражать
искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять ее. В случае
непонимания ситуации и желаний
ребенка уточнить у него важные для
развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду
лисой - доброй или злой?»). Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете.
В дошкольном образовательном учреждении:
Интересоваться у родителей тем, как
играют их дети дома. Понаблюдать за
играми детей в группе и сравнить
результаты с тем, что сообщили родители. Поделится с ними своими впечатлениями.
Оказывать постоянное внимание и
проявлять уважение к детским играм.
В группе создавать условия для
свободной самостоятельной игровой
деятельности детей. Пропагандировать игры и игрушки, являющиеся
педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. Консультировать родителей по вопросам приобретения и изготовления игр игрушек для своих детей и использование их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Пропагандировать опыт родителей по
изготовлению собственными руками
игрушек, пособий и оборудования и
использованию их в процессе игр.
Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре.
Выражать одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница, как тебе удается все это самому (самой) придумать?»). Своим тактичным поведением, искренностью проявлений стремиться заслужить
уважение детей. Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагогов как партнеров по игре.
Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать медля партнеров в процессе развертывания игры. Подключаться к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль, и затем развертывать игру через последовательную смену своей роли, стимулируя ребенка к гибкому ролевому поведению; взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события, с новыми персонажами, что требует от них последовательной смены игровых ролей.
В группе также должны быть развивающие игры.
Условно их можно разделить на следующие группы:
-сенсорные игры (с песком);
-игры с красками;
-подвижные игры и хороводы; игровые этюды для снятия психоэмоционального напряжения.
Сенсорные игры. Сенсорика - от лат. sensus - чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, слуха, обоняния, температурной чувствительности. Игры-занятия с песком являются одной из форм естественной увлекательной деятельности ребенка и позволяют успешно решать целый ряд воспитательных, обучающих и коррекционных задач. Этим принципам полностью соответствуют предлагаемые этапы работы с песком.
Этап 1. Манипуляции с песком.
Детей учат дифференцировать анализировать знакомые тактильно-кинестетические ощущения. Развивают мелкую моторику рук. Детей знакомят со свойствами песка, учат играть и выполнять разнообразные действия с ним.
Этап 2. Формирование пространственных представлений, закрепление сенсорных эталонов. Формированию пространственных представлений и закреплению сенсорных эталонов способствуют следующие игры:
- печатание и рисование геометрических фигур на песке;
- обведение предметов по контуру на песке;
- выкладывание на песке узоров из мелких геометрических фигурок разного
цвета, конструирование;
- анализирование и обрабатывание пространственного расположения объектов в песочнице.
Этап 3. Конструирование из различных предметов.
В песочнице «проигрывается» всевозможные бытовые сюжеты, песочные картины сопровождаются рассказами, при этом:
- расширяется представление об окружающем мире;
- развиваются творческие замыслы, фантазия, воображение;
- совершенствуется речь ребенка;
- улучшается эмоциональное состояние;
-развиваются коммуникативные способности.
Этап 4. Конструирование на песке из палочек. Дети учатся копировать образцы реальных предметов, выполнять абстрактные изображения. Работа палочками позволяет обеспечить постепенное формирование осмысленной деятельности детей в конструировании на плоскости.
Перспективное планирование игр-занятий с песком для детей 3 года жизни для эмоционального развития в ДОУ.
Этап 1. Манипуляции с песком.
«Найди игрушку»
Цели и задачи: учить искать знакомую игрушку в сухом песке, закапывая в него руки. Продолжать развивать тактильное восприятие, мелкую моторику. Содержание: детей подводят к песочнице, предлагают потрогать песок руками и сказать песок сухой или мокрый (сухой). Детям предлагают закопать ручки в песок и пошевелить пальчиками, наблюдая, как шевелится поверхность песка. Воспитатель говорит, что в песке спрятана маленькая игрушка и сейчас он найдет ее. Закапывает руку в песок, шевелит пальцами и находит игрушку. Детям показывают несколько маленьких игрушек, закапывают их, разравнивают поверхность песка. Детей просят найти в песке игрушку и, не доставая ее. Следят за действиями детей, помогают им, стимулируют активность, речь.
«Поливаем цветочек»
Цели и задачи: расширять представление об окружающем: знакомить детей с
новыми свойствами сухого песка-его можно поливать и он становится мокрым. Учить правильно, пользоваться лейкой, лопаткой. Развивать мускулатуру рук.
Содержание: воспитатель подводит детей к песочнице и спрашивает песок сухой или мокрый (сухой).
Детям предлагают спрятать в песок ручки. Обращая внимание на то, что они остаются сухими и чистыми. Детям дают лейки с водой, и они вместе с воспитателем поливают песок, он становится мокрым. Обращается внимание на то, что песок был светлым (сухим, а стал темным (мокрым). Воспитатель совочком выкапывает ямку и показывает детям, что в ямке песок остался сухим. Объясняет, чтобы стал весь мокрым его надо перекопать. Показывает, как надо копать, действия сопровождает речью. Детям раздают совочки, они помогают перекапывать песок. Воспитатель следит за действиями детей, помогает им стимулирует активность речь. Детям предлагают потрогать мокрый песок руками, обращая внимание на то, что они стали мокрыми и грязными.
Этап 2. Формирование пространственных представлений, закрепление сенсорных эталонов.
«Печатание на мокром песке»
Цели и задачи: учить печатать трафаретами фигуры и узоры на мокром песке.
Закреплять сенсорный эталон - форму. Развивать ориентировку на плоскости,
оставляя узоры. Продолжать развивать мускулатуру рук, мелкую моторику.
Развивать коммуникативные способности, учит играть вместе, дружно.
Содержание: детей подводят к песочнице и говорят, что это ковер и его надо
украсить. Разравнивают и утрамбовывают поверхность песка, дети помогают.
Показывают трафареты с геометрическими формами, закрепляют их названия. Показывают и объясняют, как с помощью трафаретов можно украсить ковер: дорожки из кругов и квадратов, елочки и цветы из треугольников и т. д. можно пользоваться образцами. Обращают внимание на то, что печатать трафаретами можно только на мокром песке. Предлагают детям самим сделать дорожки, елочки, цветы и т. д., подбирая необходимые трафареты. Следят за действиями детей, помогают, стимулируют к активности,
«Рисование на песке»
Цели и задачи: Учить рисованию пальцем и палочками на мокром песке. Закреплять навык удерживания пальцами палочки. Развивать мелкую моторику. Продолжать развивать ориентировку на плоскости.
Содержание: детей подводят к песочнице, обращают внимание на то, что песок мокрый, предлагают разровнять, утрамбовать его и нарисовать картину. Раздают детям палочки и рисуют совместную картину: «На небе светило яркое солнышко (наверху воспитатель рисует круг, дети - лучи). Девочка пошла погулять в лес (в центре дети рисуют елочки). Там она увидела ежей, которые грелись на солнышке (внизу воспитатель рисует туловище ежей, дети - колючки). Девочка пришла домой и нарисовала картину». Поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
Этап 3. конструирование из различных предметов.
«Норки для Мишек»
Цели и задачи: учить с помощью совочка копать ямки-норки для Мишки.
Закреплять умение правильно держать и действовать совочком. Продолжать учить обыгрывать постройки: спрятать Мишку от Кошки в норке. Продолжать развивать воображение и речь. Продолжать развивать мускулатуру рук. Закреплять умение взаимодействовать друг с другом.
Содержание: детям показывают маленьких Мышат и говорят, что их ищет Кошка, она хочет поймать Мышат. Надо помочь Мышатам спрятаться от Кошки, выкопать для них в песке норки. Показывают и объясняют, как надо с помощью совка копать ямку-норку в песке. Детям дают совки и предлагают самим выкопать ямку-норку для Мышонка. Следят за действиями детей, помогают им, стимулируют активность, речь. Дети обыгрывают постройки: появляется Кошка, и Мышата прячутся в норки. В конце занятия проводится подвижная игра «Кошки-мышки».
«Горка»
Цели и задачи: Учить строить горку: сгребать песок в кучу с помощью совка,
утрамбовывать ее, прокладывать спуски с помощью дощечки. Продолжать развивать мускулатуру рук. Продолжать учить обыгрывать постройки: покатать кукол с горки на самодельных санках-дощечках. Продолжать развивать воображение и речь. Учить играть дружно, не ссорится, помогать друг другу.
Содержание: в гости к детям пришла куколка, она хочет покататься с горки на санках. Можно построить горку из мокрого песка, а вместо санок взять дощечки. Показывают и объясняют, как надо строить горку из мокрого песка, сгребая песок в кучу с помощью совка, утрамбовывая его, прокладывая спуски с помощью дощечки. Детям раздают куколки и предлагают построить из мокрого песка горку для них и покатать на санках-дощечках.
«Забор»
Цели и задачи: учить строить забор из мокрого песка. Продолжать развивать
тактильное ощущения, мускулатуру рук. Учить обыгрывать постройки, развивать воображение, речь.
Содержание: детей подводят к песочнице и говорят: «У бабушки во дворе гуляет Курочка с цыплятами. Цыплята маленькие, непослушные, они убегают от Курочки и могут потеряться. Чтобы цыплята не убегали, надо построить забор». Забор можно построить из мокрого песка. Показывают и объясняют, как надо из мокрого песка строить забор: сгребать песок с двух сторон руками и уплотнять его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе. Предлагают детям вместе построить один большой забор. В конце занятия поиграть в подвижную игру «Курочка Хохладка».
Этап 4. Конструирование на песке из палочек.
«Дорожка из палочек»
Цели и задачи: учить соотносить постройки, выполненные взрослым с
соответствующим предметом, картинкой. Учить выполнять абстрактные
изображения реальных предметов (дороги) на плоскости с помощью палочек.
Развивать воображение, абстрактное мышление. Развивать мелкую моторику.
Учить обыгрывать постройку.
Содержание: показывают и раздают детям машинки, предлагают поиграть, машинки по дорожке. Дорожку можно сделать палочек. Показывают и объясняют, как надо из палочек строить дорожку: палочки выкладывают параллельно в два ряда. Предлагают детям сделать дорожку из палочек для своих машинок и покатать их. Вдоль дорожек можно «посадить» деревья, «построить» дома. Следят за действиями детей, помогают им, стимулируют активность, речь. В конце занятия поиграть в подвижную игру «Воробушки и автомобиль».
«Забор из палочек»
Цели и задачи: продолжать учить по показу выполнять абстрактные изображения реальных предметов (забора) с помощью палочек. Развивать ловкость, координацию движений, силу, мускулатуру рук. Развивать воображение, абстрактное мышление, ориентировку в пространстве.
Содержание: «Жили-были в избушке Котик и Петушок. Однажды Котик ушел в лес за дровами, а Петушок остался один дома. Пришла Лиса, она хочет утащить Петушка». Надо помочь Петушку, построить забор, чтобы Лиса не унесла его. Забор можно построить из палочек. Показывают и объясняют, как надо построить забор: палочки вбиваются в песок деревянным молоточком вертикально в ряд. Детям раздают палочки и молоточки и они все вместе строят забор для Петушка. Следят за действиями детей, помогают им, стимулируют активность, речь. В конце занятия возвращается из леса Котик. Он рад, что Лиса не унесла Петушка, благодарит детей за помощь. Все вместе поют песенку «Петушок».
«Солнышко лучистое»
Цели и задачи: учить изображать на песке образцу-схеме солнышко. Развивать воображение, абстрактное мышление. Развивать мелкую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Содержание:
«Солнце по небу гуляло Плачет серый воробей:
И за тучу забежало. «Выйди, солнышко, скорей!
Глянул заинька в окно, Нам без солнышко обидно-
Стало заиньке темно. В поле зернышко не видно!»
Наступила темнота, Плачут зайки на лужайке:
Не ходи за ворота: Сбились, бедные с пути,
Кто на улицу попал - им до дома не дойти.»
Заблудился и пропал.
Надо помочь бедным зверям найти солнышко. Солнышко можно сделать из
палочек-лучиков и желтого круга. Рассматривают и анализируют образец.
Показывают и объясняют, как надо делать солнышко: вокруг желтого круга
выкладывают палочки-лучики. Детям раздают палочки, и они все вместе делают солнышку лучики. Следят за действиями детей, помогают, стимулируют активность, речь. В конце занятия проводят подвижную игру «Солнышко и дождик». Таким образом, использование игр с песком для детей 3 года жизни в период адаптации является прекрасным средством для их развития и саморазвития.
Игры с красками
На развитие познавательной активности направлены эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: помимо красок и кисточек, необходимы клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол (или на пол).
«Таинственные отпечатки»
Материал: сложенные пополам листы белой бумаги, густая краска, кисточки
для каждого ребенка. По предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Педагог предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение?
«Превращение воды»
Материал: несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с
концентрированным раствором красок разного цвета - красной, желтой, синей. Ложкой или маленькой баночкой педагог добавляет в каждый стакан немного разной краски. Обращает внимание детей на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом - желтой и пр. Добавляет еще той же краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее. Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с детьми. Малыши должны убедиться: при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красный стакан добавить синей краски фиолетовая. Экспериментирование увлекает детей. Доказательство тому - наша практика.
Подвижные игры и хороводы.
«Раздувайся пузырь»
Это одна из любимых малышами хороводных игр. В нее могут играть от
четырех до десяти детей и взрослых, причем все они действуют одновременно и одинаково. Игра эта требует согласованности движений; ее участники должны приспособиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движений. Поэтому они должны быть очень внимательны к партнеру.
Ход игры. Все участники игры берутся за руки и образуют один большой круг. «Посмотрите, какой большой круг у нас получился, - говорит воспитатель. – Как пузырь! А теперь образуем маленький кружок, начнем раздувать пузырь». Сгрудившись в тесный кружок, наклонив головы, дети дуют в кулачки, как в дудочку. Время от времени они выпрямляются, набирают в нос воздух, а потом вновь наклоняются, выдувают воздух в свою трубочку руку («ф - ф - ф», как будто надувают воздушный шар. Так повторяется 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, как будто пузырь немного увеличился. Постепенно круг расширяется. Дети берутся за руки и, отходя, скандируют: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся!» в большой не растянутый круг входит воспитатель, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, проверяя их на прочность. Неожиданно взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Со словом «Хлоп!» дети хлопают в ладоши, сбегаются в тесный кружок, к центру. Игра начинается сначала.
«Подарки»
В этой игре каждый ребенок выбирает себе в подарок какой-нибудь предмет, а остальные дети с помощью движений и жестов изображают его. Таким образом, они как бы исполняют желания друг друга. Проводится игра так:
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки, и, получив положительный ответ, предлагает сыграть в игру, суть которой -
преподносить подарки друг другу. Взрослый позывает к себе, в центр комнаты, одного из детей, и играющие все вместе произносят такие слова:
«Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой.
Конь, волчок и самолет.»
Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, стоящему в центре круга, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут, как лошадки. Если выбирается кукла, все танцуют, как куколки, и поют песенки; если волчок - кружатся, сопровождая движения звуком «ж - ж - ж», а если самолет - изображают его полет и приземление, раздвигая руки, как крылья, и воспроизводя голосом рев мотора («р -p - p»).
«Дудочка»
Воспитатель предлагает малышам потанцевать. Да, но где же взять музыкальное сопровождение? Да, но где же взять музыкальное сопровождение? А что если попробовать изобразить какой-нибудь музыкальный инструмент, например дудочку? Взрослый показывает, как кулачки (или какая-нибудь трубка) могут превратиться в дудочку, и поет в свою «дудочку» какую-нибудь простенькую мелодию. Дети подхватывают эту мелодию и, как могут, напевают - ее в свои дудочки: «ду-ду-ду». Научившись изображать «музыку», участники игры на две группы – музыкантов и плясунов. Музыканты отходят в сторону и готовят свои «инструменты». Плясуны вместе с воспитателем выходят на середину комнаты и, напевая песенку про дудочку, выполняют следующие движения:
Слова: Движения:
Как без дудки,
Вот беда, ходят ноги Плясуны отходят назад
Не туда… Музыканты молчат.
А как дудочку кочуют, Включаются музыканты
Сами ноженьки танцуют играют весёлую мелодию,
(2 раза) а плясуны танцуют
Потом дети меняются ролями - плясуны становятся музыкантами, а музыканты - плясунами. В этой игре важно, чтобы исполнители понимали смысл своих ролей (музыканты играют для плясунов, чтобы сохранялась атмосфера раскованности и веселья. Эту игру можно проводить в день рождения ребенка, наряду с традиционным «Караваем». Не туда.
«Огуречик»
Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу на слова:
Огуречик, огуречик Все спокойно идут по кругу приставным
Не ходи на тот кончик, шагом, лицом к центру.
Там мышка живёт, Ритм спокойный,
Тебе хвостик отгрызёт. Затем убыстряется и все идут топающим шагом.
Появляется мышонок, которого с
помощью игрушки изображает один из взрослых.
Дети приседают, как будто от него прячутся.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей. А своевременное обновление этих зон в соответствии с возвратом, поспособствует эмоциональному благополучию детей.