Анна Строганова
Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОО
▼ Скачать +Заказ
Ребенок с ранних лет, как «губка», впитывает в себя эмоционально-нравственный опыт семьи : убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения с окружающими его детьми и взрослыми.
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.
Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно-психическом состоянии детей.
Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОО» размещена в разделах
Главным компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если дети чувствуют страх перед взрослыми, подавление личности ребенка.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
Именно от нас, педагогов, зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого очень важно контролировать свое психологическое состояние. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.
Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садится на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване.
Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.
Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. На любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.
Еще одной составляющей эмоционально-развивающей среды является эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.
В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
Значительная роль эмоционального самочувствия дошкольника принадлежит семье. Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. Поэтому родительская установка по отношению к ребенку должна быть адекватной, динамичной и прогностичной.
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального благополучия.
Для повышения активности и интереса наших родителей к этой проблеме провидим дни «открытых дверей», вовлекая родителей стать непосредственными участниками педагогического процесса. Это позволяет скорректировать работу с родителями. Осуществляем ее мы в трех направлениях:
- подача информационного материала;
- практическое участие родителей и детей в специально организованных ситуациях;
- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.
В плане работы предусмотрена совместная деятельность педагогов, детей и родителей : оформление выставок, выпуски стенгазет, совместные праздники, досуговые мероприятия, практикумы (обучение приемам психогимнастики, элементам стретчинга и др., тренинги.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.
Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса.
Подводя итоги, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы, ведь создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психологического развития.