Тамбулова Салтанат
Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад № 115 «Белочка» комбинированного вида г. Орска»
Обобщение опыта работы
воспитателя Тамбуловой Салтанат Кунсбаевны
по теме:
«Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу»
Орск, 2021 г.
Пояснительная записка
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно-нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало; формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение и послушание); формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
1. помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.
3. способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Потому что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.
Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились центре внимания. Такие выдающиеся педагоги, как В. А Сухомлинский, Н. С Карпинская, Л. Н Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Организация работы по формированию нравственных качеств
у дошкольников с применением русских народных сказок
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
1. В ходе образовательной деятельности;
2. В ходе режимных моментов;
3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
4. При организации самостоятельной детской деятельности.
Срок реализации плана: 3 года (2018- 2021)
Реализация программы по нравственному воспитанию дошкольников осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа над программой проходит в несколько этапов:
Теоретический этап. 1 год
Практический этап. 2 года
1. Теоретический этап:
Перспективное планирование на 2018-2019 уч. г
1. Сентябрь, октябрь.
Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
2. Ноябрь, декабрь.
Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
3. Январь, февраль.
Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
4. Март. Апрель.
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
5. Май-август.
Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
2. Практический этап (2019-2020, 2020-2021 г. г.)
Перспективный план на 2019-2020 год
Сентябрь.
1. Консультации для родителей по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай сказку». Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей по теме «Роль сказок в развитии детей»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Консультации для родителей по теме «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю». Прослушивание аудиозаписи сказки.
Декабрь.
1. Консультации для родителей по теме «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок, пересказывание сказки «Колобок». Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей по теме «Как подружить ребенка с книгой».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Выставка работ (дети и родители) на тему: «Зимние сказки».
Февраль
1. Консультации для родителей по теме: «Особенности чтения сказок о животных».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к празднику 23 февраля.
Март
1. Родительское собрание по теме: «Как и для чего читать детям сказки», презентация «В стране сказок».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» (сказку переделывали вместе с детьми).
Апрель
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения.
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок народов мира. Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудиосказок.
Май.
1. Консультация для родителей по теме: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Театральная деятельность с детьми, постановка сказки «Волк и семеро козлят».
Июнь – август.
Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы по теме.
Перспективный план на 2020-2021 год
Сентябрь.
1. Консультация для родителей по теме: «Роль сказок в развитии детей».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку».
Октябрь.
1. Консультация для родителей по теме: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о природе. Литературная викторина «Сказочная страна».
Ноябрь.
1. Работа в уголке для родителей. Оформить стенд по темам: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.
Декабрь.
1. Родительское собрание, проведение мастер – класса по теме: «Сказочная книга».
2. Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». Экскурсия в библиотеку методического кабинета детского сада.
Январь.
1. Консультация для родителей по теме: «Почитай мне сказку». Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок народов мира. Ремонт книг в уголке чтения.
Февраль.
1. Консультация для родителей по теме: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок А. С. Пушкина. Обустроить уголок ряженья.
Март.
1. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». В уголке для родителей поместить книжку-раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение стихов. К празднику 8 Марта показ сказки «Гуси-Лебеди» (сказку переделать вместе с детьми).
Апрель.
1. Совместная деятельность родителей и детей: Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей. Участие родителей в подготовке постановки сказки «Теремок» (изготовление костюмов, театральных масок).
2. Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.
Май.
1. Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом дистанционном родительском собрании. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране добра и зла».
2. Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».
3. Самоанализ плана по теме: «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу».
Анализ динамики уровня сформированности
нравственных качеств у старших дошкольников
Практическая работа по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников проводилась в течение двух лет. После изучения и анализа различных источников по данной теме я перешла к изучению диагностических методик, позволяющих исследовать у детей уровень нравственного развития.
Для диагностики нравственного развития дошкольников использовала методику «Закончи историю» (И. Б. Дерманов).
Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Диагностика включала в себя четыре истории, которые ребятам надо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях общественной жизни, а так же знания о нравственных нормах.
Так же, я опиралась в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.
Диагностику проводила со всей группой – 15 детей. Первая диагностика на начальном этапе работы по духовно-нравственному воспитанию проводилась в старшей группе «Почемучки». Выяснилось, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, не могли продолжить истории, ответы были односложными.
В результате, проанализировав выполнение детьми заданий, было выявлено следующее, что из 15 диагностированных детей высоким уровнем не обладал ни один ребенок.
Средний уровень показали 6 детей: 2 – 8 баллов, 2 – 6 баллов, 2 – 5 баллов. Большая часть детей (9) показала низкий уровень: 2 – 4 балла, 2 – 3 балла, 2 – 2 балла, 3 детей – 0 баллов.
По результатам диагностики можно сказать, что у большинства детей был низкий уровень нравственного развития. Дети давали односложные ответы, не могли объяснить, как хорошо поступать, а как нет.
Далее последовала работа по духовно-нравственному воспитанию с использованием народных сказок. Работа велась в течение трех лет, в соответствии с программой и с использованием методов и приемов, описанных в предыдущем разделе.
В конце подготовительной группы я провела повторную диагностику. В результате которой выяснилось, что высокий уровень показали 7 детей: 2 - 12 баллов, 3 – 11 баллов, 1 – 10 баллов, 1 – 9 баллов. На средний уровень вышли 8 детей: 2 – 8 баллов, 6 – 7 баллов.
Повторная диагностика показала, что уровень нравственного развития вырос. Дети смогли продолжить истории с позиции нравственных норм, называли нравственные нормы, правильно оценивали поведение детей, некоторые смогли обосновать свое мнение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чтение сказок играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После проделанной работы произошли видимые изменения – у детей повысился уровень нравственных качеств.
Заключение
В настоящее время от правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать «хорошее» от «плохого». Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.
Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило мне приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы, народные игры, театральные постановки, кукольный, пальчиковый, перчаточный театр. Особое внимание уделялось русским народным сказкам, которые являются одним из важнейших педагогических средств духовно-нравственного формирования личности.
Была проведена работа по выявлению уровней сформированности нравственных качеств и повышению качества знаний о нравственности.
Работа велась систематически. В ходе работы решались ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, морали; дети усваивали новые понятия и учились употреблять их в повседневной жизни, анализировать себя и своё поведение.
В ходе работы, стало очевидным, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
В результате проведенной работы, углубились знания и расширились понятия детей о нравственности и нравственных качествах человека.
Список литературы :
1. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010.-199с.
2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич-Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.
5. Ланчеева-Репьева: «Иное царство русских сказок».
6. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
7. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
8. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.
9. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.
10. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.
11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.
12. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
13. Русские народные сказки.