Татьяна .Козекаева
Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических акций в работе с детьми и родителями для повышения эффективности нравственно - экологического образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование» размещена в разделах
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В. А. Сухомлинский
Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.
Цель нравственного воспитания дошкольников - формирование нравственных качеств : гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему.
В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта.
Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.
Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Азы нравственно - экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью осознанного поведения в природной среде.
Чтобы повысить эффективность нравственно - экологического образования, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: нод, экскурсии, целевые прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, составление проектов с детьми и родителями.
Экскурсии мы проводим в лес, в парк, на луг в различное время года, потому что они содержат большой материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности.
Именно экскурсии способствуют развитию нравственных качеств ребенка, познавательного интереса, логического мышления, расширению кругозора, активизации внимания.
На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Центр экспериментирования» где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие.
В работе с детьми сейчас актуален метод проектов. Дети участвовали в проектах: «Белоствольная берёза», «Зимующие птицы», «Огород на окне».
Интересно прошли экологические занятия на темы : «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа осенью», «Во саду ли, в огороде», «Луга и леса нашей Родины»; «Уроки доброты», экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций.
Большое значение имеют экологические игры : дидактические, игры – моделирование экосистем.
Воспитание экологической культуры : доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется «полочка умных книг», где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» и другие.
Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении.
Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность.
Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.
Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.
Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.
Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Дары осени», «Осенняя фантазия». Прошла экологическия акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек).
Экологическая, а так же нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.