Ольга Комарова
Выступление на районном семинаре «Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
«А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые поля, а розовая
весна и золотистая осень разве
не были нашими воспитателями!»
К. Д. Ушинский
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.
В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.
Публикация «Выступление на районном семинаре „Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.
ЦЕЛЬ – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, духовно развитого, духовно богатого человека.
ЗАДАЧИ:
1. Развития духовно богатой, гуманной, социально активной, творческой личности, способной любить окружающий мир, природу, видеть его красоту и бережно относится к нему.
2. Создать систему работы по нравственно-экологическому воспитанию.
3. Создать условия для самостоятельного изучения природы.
4. Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность, ответственность, заботливое и бережливое отношение к объектам природы.
5. Прививать трудовые природоведческие навыки.
6. Вести экологическое просвещение родителей чрез родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности
При реализации задач использую следующие формы работы с детьми:
Наблюдения в природе
Самостоятельная деятельность детей (эксперименты)
Совместная деятельность с родителями и детьми (проекты)
Трудовые действия в природе
Игровые обучающие ситуации
Праздники, развлечения, театрализованную деятельность
Ознакомление с худ. литературой
Приобщение к устному народному творчеству (пословицы, поговорки)
Ознакомление с народным календарём
Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению
Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе. Слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним.
Ухаживая за животными дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.
На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе.
Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.
Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.
Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.
«Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою».
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.
Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.
Посещение конкурсов "Юные экологи", "Друзья природы" развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.
Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как "Осинины", "Масленица", "Весна-красна"- закрепляют знания детей о значении человека в природе,приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Для родителей ежемесячно оформляется папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца.
Совместно с родителями устраиваем выставки «чудо из овощей», выставки из природного и бросового материала, "зимующие птицы".
Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности в этом году провела проект "Зимующие птицы нашего края".
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.
Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.
Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.
Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.