Казарцева Анна Евгеньевна
Экологическое образование детей дошкольного возраста
Экологическое образование для детей дошкольного возраста.
Планирование воспитательной работы:
1) Почему эта проблема актуальна.
2) Метод экологического образования.
3) Идеи педагогов дошкольного образования.
1. Почему эта проблема актуальна.
Итак почему же так важно воспитывать детей, которые могли бы бережно относиться к природе и жить с ней в гармонии? Предполагается что экологический кризис влияет на жизнь людей.
Публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Почему ж мы пришли к такой неблагоприятной ситуации,которая наблюдается сейчас (Из-за неправильного использования природных ресурсов;воды,газа, интенсивного развития промышленности, выбросов в атмосферу загрязняющих веществ)Вопросы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека, а деятельность человека-это его видимое проявление его внутренней экологической культуры восприятия.
В нашей стране с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека. Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ,в водоемы поступает миллионы тонн неочищенных сточных вод, содержащих большое количество ядовитых веществ, к которым организм человека не успел приспособиться. Эти вещества не включаются в круговорот,а следовательно не перерабатываются,а накапливаются и загрязняют природу,а в результате нарушается качество условий среды (воды,воздуха,эемли).
Эта ситуация приводит к возникновению различных заболеваний: генетических,аллергических,эндокринных и других. В 90-х годах 20 века проводилось обследование населения и выяснилось,что в непосредственной близости от ядерных испытаний,заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще,а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития. В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. В этой стране воспитаны дети, а в будующем взрослые люди заботящееся о природе,понимающее ее ценность. Что же такое экологическая воспитанность,которую мы должны воспитать в своих детях,которую предстоит прививать нашим детям.
2. Система экологического образования.
Важностью экологического образования дошкольников является формирование основ экологической культуры.
Экологическая культура-часть материальной и духовной воспитанности,которая является результатом обобщения исторического опыта в отношении человека и природы. Экологическая культура, очень важна в общей культуре человечества,проявляясь в его духовной жизни и в быту. Это особое качество ребенка понимать и оценивать природу, формирующее совокупностью знаний по экологии, умение правильно пользоваться природными дарами, воспитание в детях гуманного отношения ко всему живому и к окружающей природе.
Воспитание детей дошкольников, экологически ориентированных,дошкольное образование прививает элементы экологической культуры общества, а дети приобретает экологическую воспитанность.
Экологическое воспитание дошкольников выделяет три направления:
1. Экологическое осознание и чувственность.
2. Экологическое поведение личности.
3. Экологическое отношение к окружающей среде.
Экологическое осознание и чувственность включают:
-Познание о растениях и животных как о живых существах.
-Познание о человеке.
-Познание о ценностях природы.
-Познание о правилах поведения и взаимодействия в природе.
Экологическое поведение личности:
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
-Игровая деятельность
-Речевая деятельность
-Художественно-эстетическая деятельность
-Трудовая деятельность
Экологическое отношение к окружающей среде:
-Осознанное отношение
-Деятельное отношение
-Побуждаются гуманные мотивы
Эти направления на течении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения. В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства. Например,ребенок гладит щенка и у него появляется чувство любви к нему.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.
А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение,как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ
Характеристика поступка
-Побуждается гуманным мотивом
-Осознан
-Выражен в положительных действиях (помощь,создание условий)
-Он доставляет ребенку удовольствие
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1)Сформировать у дошкольника элементы экологического сознания и чувств.
2)Формирование у детей дошкольников навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения.
3)Сформировать гуманное, зкологическое правильное отношение к окружающей среде.
3. Идеи педагогов дошкольного образования.
1. Идея целостного и системного развития личности.
Необходимо развивать все компаненты,базовые структуры личности:сознание,деятельность,отношение,иначе ребенок не будет экологически воспитан.
2. Идея единства в сознания и в деятельности человека.
Сознание формируется только посредством деятельности,следовательно нужно организовать деятельность детей в природе, имеющую направление: игра,рисование,конструирование,выращивание растений,придумывание экологических сказок и многое другое. Создать условия для восприятия эмоционально-чувственного опыта общения с природой,проявления желания, детского отношения.
3. Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.
Приемы: придумывание имени растениям,животным,рассказывание сказок, чтение стихов для растений,животных,расскажи секрет,поделись секретом с рыбкой,празднование дня рождения объекту природы,погладь,пожалей….,звуковое письмо от объекта природы,представь,что ты бабочка,что чувствуешь,когда к тебе подходит человек?и др.
4. Идея преемственности детского сада и школы
Необходимо согласовывать программы,чтобы дети не получали одну и ту же информацию,чтобы учиться было интересно. Дошкольное и школьное образование должны работать в контакте для достижения общей цели в экологическом воспитании детей.