Трегубова Галина
Экологическое образование в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9
1 Пояснительная записка
В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Маленький человечек познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть, единой, экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании, обучении и развитии. Зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Поэтому, мы считаем, что экологическая тропа является эффективной формой экологического образования дошкольников.
Публикация «Экологическое образование в дошкольном возрасте» размещена в разделах
2 Основные характеристики экологической тропы.
Экологическая тропа – это специально образованный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их форы, продолжительности и содержания, а также с учтом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. Экологические тропы, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью, и несут большую содержательную нагрузку. В ДОУ экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Цели экологической тропы :
• Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.
• Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе.
• Воспитание трудолюбия.
3 Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.
Требования к выбору маршрута:
1. Привлекательность тропы для детей складывается из трх компонентов:
- красоты природы
- своеобразия природы
- разнообразия природы.
Каждая тропа должна быть непохожа на другие тропы и интересна для детей.
2. Доступность для детей – одно из самых главных требований при выборе маршрута экологической тропы. Она не должна быть сложной и представлять опасность для прохождения.
3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные способности детей.
Предполагаемые результаты:
-озеленение территории растениями;
-оснащение детской игровой площадки новыми объектами, --- -пригодными для игры;
Варианты работы на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий
мини-субботники
- исследования на тропе:
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
-развешивание кормушек
-наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам)
-оформление гербария
- фотографирование
рисунки, плакаты, поделки
-сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе : ---наблюдения в природе;
-экологические беседы;
-уроки доброты;
-целевые прогулки;
-познавательные вечера;
-решение экологических ситуативных задач;
-чтение художественной литературы;
-детские проекты;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-труд в природе;
-«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на тропе, беседы о правилах сбора растений);
-выставки и экспозиции;
- экологические сказки;
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе :
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
-субботники по облагораживанию территории детского сада; участие в конкурсах;
-фотовыставки;
-изготовление экологической газеты.
Прокладывание экологической тропы следует начинать с обследования участка природы, выявление экскурсионных объектов, смотровых точек и создания проекта тропы. От этих находок будет зависеть направление движения. Маршрут может быть извилистым, главное, чтобы объекты, включнные в него, были типичны для местной природы, и хорошо видны. Тропу нужно беречь. Для этого необходимо выработать, и заучить с детьми ряд правил поведения в природе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз. На тропе можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети могут выражать в рисунках. Для организации работы на экологической тропе, мы исследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты.