Ольга Котельникова
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
"Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность".
Котельникова Ольга Ивановна
Воспитатель МБДОУ Кугесьский Лицей
Чебоксарского района Чувашской Республики
План:
1. Введение.
2. Содержание и организация воспитательно-образовательной работы по реализации программы "Социокультурные истоки".
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе „Социокультурные истоки“ через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
3. Проектная деятельность в рамках реализации программы.
4. Заключение
Введение
По программе "Социокультурные истоки" наш "Кугесьский детский сад "Ягодка" работает второй год, и уже первые результаты работы подтверждают актуальность и своевременность программы. Тема моего сегодняшнего выступления "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность".
"Кугесьский детский сад "Ягодка" с сентября 2014 года включен в республиканскую экспериментальную площадку по внедрению программы "Социокультурные истоки". Для этого был проведен ряд мероприятий:
Были закуплены комплекты книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет, альбомы для рисования, дневники формирования основ духовно - нравственного развития ребенка дошкольника.
В помощь воспитателя приобретены методические пособия "Истоковедение", тома 5, 11, 15. Разработаны программы по реализации "Социокультурных истоков".
Для родителей на общем собрании была представлена презентация "Социокультурные истоки в ДОУ", где были раскрыты основные цели и задачи программы. С родителями было проведено анкетирование, в которм было выявлено, что 87% опрошенных хотели бы, чтобы эта программа реализовывалась на базе нашего детского сада. Также были организованы информационные уголки "Истоки" в старших группах.
Педагоги нашего детского сада принимли участие в работе Межрегиональных форумов "Социокультурные истоки" в г. Алатыре.
В начале декабря в нашем детском саду мы провели обучающий семинар "Активные формы обучения по программе "Социокультурные истоки". Он был адресован, прежде всего, молодым специалистам, недавно влившимся в наш коллектив. На семинаре были затронуты вопросы о методике подготовки и проведения занятий, об активных формах обучения на занятиях. В практической части мы показали мастер - класс по проведению занятия на тему "Жизненный путь", в котором педагоги играли роли детей и родителей. В конце семинара мы организовали ресурсный круг, в котором каждый педагог имел возможность высказаться по поводу работы по программе "Социокультурные истоки". Состоялся обмен мнениями и предложениями по итогам и результатам реализации программы.
Содержание и организация совместной работы детей и родителей по реализации программы "Социокультурные истоки".
Основными воспитательными целями программы для детей 5-6 лет является первоначальное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека. Дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в течение всего учебного года. В течение каждого месяца велась планомерная подготовительная работа, и в конце месяца проводилось итоговое занятие по определенной теме.
N/N Месяц Тема занятия Участники
1 Сентябрь "Верность родной земле" (занятие 1) Педагог
Дети
Родители
2 Октябрь "Верность родной земле" (занятие 2) Педагог
Дети
3 Ноябрь "Радость послушания" Педагог
Дети
Родители
4 Декабрь "Светлая Надежда" Педагог
Дети
5 Январь "Доброе согласие" Педагог
Дети
Родители
6 Февраль "Добрые друзья"
Педагог
Дети
7 Март "Добрые дела" Педагог
Дети
Родители
8 Апрель "Мудрое слово"
Педагог
Дети
9 Май "Мудрые люди" Педагог
Дети
Родители
Работа по реализации программы проводилась по определенному алгоритму. (Алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования. О. С. Абрамова, методист "Истоковедения").
Шаг 1. "НАЧНИ С СЕБЯ"
Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.
Шаг 2. "ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО"
Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов- специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.
Шаг 3. "ПРИСОЕДЕНИ РОДИТЕЛЕЙ"
o В информационном уголке "Истоки" предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).
o Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.
o Подготовить и провести активное занятие с родителями.
Шаг 4. " ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
o В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).
o Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.
Шаг 5. "ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ"
" Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;
" Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;
" Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.
Проектная деятельность в рамках реализации программы.
Существенной особенностью программы "Социокультурные истоки" является непосредственное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе по ее реализации. Еще одна важная особенность - использование активных форм обучения с детьми и родителями. Эти особенности программы способствуют возможности использования в ее реализации метода проектов.
Проектная деятельность является приоритетным направлением работы нашей группы. Мы считаем, что проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Через проектную деятельность ребенок получает более глубокие и устойчивые знания, так как он сам является непосредственным участником добывания знаний. Кроме того, он учится видеть проблему, находить возможные способы ее решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, планировать свои действия, искать нужную информацию, оформлять ее в виде какого - нибудь продукта, получает свой первый опыт выступления перед аудиторией. Еще одно достоинство метода проектов заключается в том, что он является эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между воспитателями и детьми.
В рамках реализации программы "Социокультурные истоки" в 2014-2015 учебном году мы подготовили и провели проекты :
"Рождественская сказка" - январь 2016 г.
"Кем я хочу стать?" (Смирнова Яна, индивидуальный проект) - ноябрь 2016 г.
"Профессия моей мамы" (Ломоносов Федор, индивидуальный проект)- ноябрь 2016г.
"Жизненный путь моей бабушки" (Самсонова Анна, индивидуальный проект)- ноябрь 2016г.
Идея проекта "Рождественская сказка" возникла в процессе подготовки к занятию по теме "Светлая Надежда". Реализация данного проекта способствовала решению следующих задач:
o приобщение детей к православным традициям;
o закрепление знаний детей о православном празднике "Рождество Христово";
o воспитание у детей чувства любви, веры, надежды, умения сочувствовать и сопереживать;
o развитие воображения, памяти, внимания, речевых и музыкально- творческих способностей.
В ходе подготовки к проекту нами совместно с родителями и детьми были проведены следующие мероприятия:
o ознакомление детей с художественными произведениями: И. С. Шмелев "Лето Господне", Е. Ивановская "Предание о первой Рождественской елке", Ф. М. Достоевский "Божий дар";
o размышление вместе с детьми о смысле пословиц по теме;
o беседа с детьми о празднике на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей;
o оформление выставки детских рисунков на тему "Рождественское чудо";
o оформление зимнего участка на тему "Рождественская сказка";
o разучивание пословиц, стихов, песен, колядок, игр и инсценировок;
o посещение родителей с детьми храма Божьего накануне праздника Рождества Христова.
Индивидуальные детские проекты были приурочены к теме "Жизненный путь".
Одной из задач занятия по этой теме было формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого настоящего и будущего. Выполняя одно из заданий, дети выбрали пять важнейших событий в жизни человека. Одному из них, теме выбора и обучения профессии, при подготовке к занятию мы уделили особое внимание:
o провели беседу;
o организовали выставку детских рисунков по теме "Кем я хочу стать?";
o вместе с родителями оформили стенгазету "Профессии наших мам";
o разучили стихотворения о профессиях, пословицы о труде;
o предложили родителям подготовить семейные проекты на темы : "Профессии", "Жизненный путь".
В данное время мы заняты подготовкой к совместному занятию с детьми и родителями на тему "Светлый Образ", который будет посвящен знакомству со светлым образом Преподобного Сергия Радонежского. Помимо предусмотренных программой форм работы мы планируем пригласить в группу служителя храма, предложить родителям посетить вместе с детьми церковь.