Алёна Голышкина
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма; заложить важнейшие черты характера: любовь к ближнему, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям - является одной из основных задач нравственно-патриотического воспитания детей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что устное народное творчество является идеальным средством для нравственно - патриотического воспитания, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности, удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора: колыбельные песни; заклички; прибаутки; потешки; пословицы; поговорки; загадки; народные праздники; народные игры; сказки.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.
Потешка-это элемент педагогики, песенка-приговорка, которая сопутствуется игрой с пальцами, руками, ногами ребенка.
Потешки помогают ребенку прививать навыки гигиены, порядка, развивают мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.
Так например, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»
При причесывании: «Я волшебная расческа, я дружу с любой прической, все мне братцы, по плечу, я украсить вас хочу. Если волосы опрятны, всем вокруг вы так приятны…»
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую.»
При укладывании спать «А баю, баю, баю, не ложися на краю.»
Пестушка-происходит от русского слова «пестовать», т. е нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка. Например: «Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, погремушечки? Ты, игрушка погреми, нашу детку подними!
Прибаутки-стихотворная короткая, веселая история. Например: «Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
А теперь, ответьте, пожайлуста, на мои вопросы.
1 вопрос-когда можно использовать пестушку «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети худоба? (При купании ребенка)
2 вопрос-какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи? (прибаутка, например: «По кочкам,по кочкам…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки,ладушки…»
3 вопрос- В каких моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (режимные моменты-купание, одевание, кормление,укладывание спать).
4 вопрос-Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (Колыбельная)
Эти произведения называют «материнским фольклором», «народной педагогикой», т. к. у них есть функциональное назначение (порадовать, утешить, научить чему-либо и т. д).
Работая с детьми младшего возраста, сделала вывод, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.
В младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята» (в обработке Толстого, «Лиса и заяц», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», и др.
Сделав сравнительный анализ с ФОП и нашим планированием отметила, что объем перечня рекомендуемой литературы из ФОП меньше, чем тот, что мы используем. Некоторые произведения. В частности, произведения Е. Чарушина упоминаются в разделе «Художественно-эстетическое развитие» с целью формирования у ребенка эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в изобразительном искусстве и художественных произведениях, однако в перечне литературы для детей 3-4 лет рекомендованных для чтения рассказов (на слайде портрет Чарушина) Е. Чарушина нет. Как, впрочем, и в программе «От рождения до школы», на чей список в основном ориентирован список из ФОП. Мы такие произведения брали и раньше и решили их ставить. Это короткие произведения Е. Чарушина «Медведь». «Волк», «Лиса», доступные детям младшего дошкольного возраста.
Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.
Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора. Как например, «Тихая сказка» вот этого автора…. Узнаете? (на слайде портрет С. Маршака)
Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотреть с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д.
В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
Большую роль в воспитании нравственных художественная литература : Например при чтении сказки вот этого автора (на слайде портрет К. Чуковского …«Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомили детей с трудом врачей, а в первую очередь обращали их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делали на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни.
Драматизируя отрывки из в русской народной сказки «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.
Так, постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитаем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.
Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.