Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы

Алёна Голышкина
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы

Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма; заложить важнейшие черты характера: любовь к ближнему, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям - является одной из основных задач нравственно-патриотического воспитания детей.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что устное народное творчество является идеальным средством для нравственно - патриотического воспитания, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности, удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора: колыбельные песни; заклички; прибаутки; потешки; пословицы; поговорки; загадки; народные праздники; народные игры; сказки.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.

Потешка-это элемент педагогики, песенка-приговорка, которая сопутствуется игрой с пальцами, руками, ногами ребенка.

Потешки помогают ребенку прививать навыки гигиены, порядка, развивают мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.

Так например, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»

При причесывании: «Я волшебная расческа, я дружу с любой прической, все мне братцы, по плечу, я украсить вас хочу. Если волосы опрятны, всем вокруг вы так приятны…»

Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую.»

При укладывании спать «А баю, баю, баю, не ложися на краю.»

Пестушка-происходит от русского слова «пестовать», т. е нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка. Например: «Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, погремушечки? Ты, игрушка погреми, нашу детку подними!

Прибаутки-стихотворная короткая, веселая история. Например: «Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

А теперь, ответьте, пожайлуста, на мои вопросы.

1 вопрос-когда можно использовать пестушку «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети худоба? (При купании ребенка)

2 вопрос-какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи? (прибаутка, например: «По кочкам,по кочкам…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки,ладушки…»

3 вопрос- В каких моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (режимные моменты-купание, одевание, кормление,укладывание спать).

4 вопрос-Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (Колыбельная)

Эти произведения называют «материнским фольклором», «народной педагогикой», т. к. у них есть функциональное назначение (порадовать, утешить, научить чему-либо и т. д).

Работая с детьми младшего возраста, сделала вывод, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания.

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.

В младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята» (в обработке Толстого, «Лиса и заяц», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», и др.

Сделав сравнительный анализ с ФОП и нашим планированием отметила, что объем перечня рекомендуемой литературы из ФОП меньше, чем тот, что мы используем. Некоторые произведения. В частности, произведения Е. Чарушина упоминаются в разделе «Художественно-эстетическое развитие» с целью формирования у ребенка эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в изобразительном искусстве и художественных произведениях, однако в перечне литературы для детей 3-4 лет рекомендованных для чтения рассказов (на слайде портрет Чарушина) Е. Чарушина нет. Как, впрочем, и в программе «От рождения до школы», на чей список в основном ориентирован список из ФОП. Мы такие произведения брали и раньше и решили их ставить. Это короткие произведения Е. Чарушина «Медведь». «Волк», «Лиса», доступные детям младшего дошкольного возраста.

Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.

Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора. Как например, «Тихая сказка» вот этого автора…. Узнаете? (на слайде портрет С. Маршака)

Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотреть с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д.

В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

Большую роль в воспитании нравственных художественная литература : Например при чтении сказки вот этого автора (на слайде портрет К. Чуковского …«Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомили детей с трудом врачей, а в первую очередь обращали их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делали на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни.

Драматизируя отрывки из в русской народной сказки «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.

Так, постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитаем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.

Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы
Опубликовано: 8 января 2024 в 22:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Голышкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД