Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Марина Гусева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Подготовила: Музыкальный руководитель Гусева М. А

(2021 г)

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42»

Консультация для педагогов

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Слайд 2

Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» – так говорил Аристотель».

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» размещена в разделах

Слайд 3

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям.

Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением - может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

(С. Михалков)

Слайд 4

«Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга». К. Д. Ушинский

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.

Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, которые включают в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей, ознакомление с художественной литературой.

Слайд 5

Искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать чувство патриотизма, а также доброты и формирует отношение к окружающему миру.

Искусство помогает воспитывать дошкольников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, т. е гражданами и патриотами своей страны.

Слайд 6

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Наши дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно: в песнях, танцах, инсценировках, драматизациях, народных традициях, праздниках.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. В нашем детском саду используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах, для фольклорных праздников, развлечений (народных традиций).

Слайд 7

Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем - это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями. Это способствует пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа, его быту.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности : представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Слайд 8

КОЛЯДКИ -

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Осенние мероприятия с элементами фольклора, театрализованной деятельностью стали уже традицией.

На них дети водят хороводы, танцуют под народные мелодии пляски, играют в народные игры, инсценируют сюжеты народных сказок.

В рамках проекта «Народные традиции. Широкая масленица» (в 2016-2017 г.) были проведены праздничные мероприятия:

Фольклорный праздник.

«Святочные колядки».

«Широкая Масленица»

Колядки.

Пасха.

Цель этих мероприятий:

Расширить представления детей о русских народных календарных праздниках, показать их органическую связь с народной жизнью, народными традициями, искусством и творчеством.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.

Слайд 9 и 10

МАСЛЕНИЦА

21.02.2017 В нашем детском саду состоялось открытое мероприятие для детей 12 группы "Широкая Масленица".

Слайд 11

ПАСХА - ….

Слайд 12

Народные традиции были отражены в ряде мероприятий:

22.04. 2015 - Обмен опытом по теме: «Деревенские мотивы»

Открытое мероприятие «Деревенские посиделки» с участием детей родителей и воспитателя старшей группы №14 в музыкально-театрализованной деятельности. Апрель – 2015 г.

6.06.2017 состоялся «Праздник русской Берёзки». В рамках проекта

«Деревья нашего края" гр. №13 (детей средней группы с участием родителей).

21.04.2016 "Как мы Весну встречали" Открытое мероприятие для детей подготовительной к школе группы № 14 с участием педагогов и родителей в музыкально-театрализованной деятельности по теме «Народные традиции. Встреча Весны".

Осенью 2017 для детей 6-7 лет состоялся праздник ««В гости к Терёшечке» (капустник» – народные традиции).

Слайд 13 и 14

Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери». И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Ю. Я. Яковлев (русский писатель).

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья. Все дети любят своих мам. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют в музыкальных постановках, участвуют в играх аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли.

Слайд 15 и 16

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.

Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. В ДОУ проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны», где дошкольники поют песни о природе.

Слайд 17 и 18

Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Дети любят эту тему. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.

Слайд 19 и 20

Главной остаётся тема Великой Победы, где раскрывается величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям мирного времени. Мы должны знакомить детей с патриотическими песнями тех времен и современными песнями о тех временах, проводить беседы о подвигах советского народа в годы войны, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где люди чтят память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы.

Слайд 21

«В Душе и сердце Ребё нка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …» Ш. А. Амонашвили

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской ответственности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Слайд 22

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, любви к Отчизне. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы : любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Учить детей правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, играющие в свою очередь огромную роль в становлении личности ребенка.

Слайд 23

Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время.

Там живут дети - маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые.

Они смотрят на мир широко открытыми глазами.

В этом мире они не одни.

С ними рука об руку идем мы взрослые - опора, надежда, вера, для каждого маленького человека.

Маленькие, беззащитные - они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас.

Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать.

Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство»

Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Опубликовано: 1 июля 2021 в 15:42
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гусева (УИ 1115548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД