Марина Гусева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Подготовила: Музыкальный руководитель Гусева М. А
(2021 г)
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42»
Консультация для педагогов
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Слайд 2
Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» – так говорил Аристотель».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
Слайд 3
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям.
Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением - может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
(С. Михалков)
Слайд 4
«Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга». К. Д. Ушинский
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.
Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, которые включают в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей, ознакомление с художественной литературой.
Слайд 5
Искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать чувство патриотизма, а также доброты и формирует отношение к окружающему миру.
Искусство помогает воспитывать дошкольников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, т. е гражданами и патриотами своей страны.
Слайд 6
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Наши дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно: в песнях, танцах, инсценировках, драматизациях, народных традициях, праздниках.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. В нашем детском саду используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах, для фольклорных праздников, развлечений (народных традиций).
Слайд 7
Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем - это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями. Это способствует пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа, его быту.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности : представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Слайд 8
КОЛЯДКИ -
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Осенние мероприятия с элементами фольклора, театрализованной деятельностью стали уже традицией.
На них дети водят хороводы, танцуют под народные мелодии пляски, играют в народные игры, инсценируют сюжеты народных сказок.
В рамках проекта «Народные традиции. Широкая масленица» (в 2016-2017 г.) были проведены праздничные мероприятия:
Фольклорный праздник.
«Святочные колядки».
«Широкая Масленица»
Колядки.
Пасха.
Цель этих мероприятий:
Расширить представления детей о русских народных календарных праздниках, показать их органическую связь с народной жизнью, народными традициями, искусством и творчеством.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.
Слайд 9 и 10
МАСЛЕНИЦА
21.02.2017 В нашем детском саду состоялось открытое мероприятие для детей 12 группы "Широкая Масленица".
Слайд 11
ПАСХА - ….
Слайд 12
Народные традиции были отражены в ряде мероприятий:
22.04. 2015 - Обмен опытом по теме: «Деревенские мотивы»
Открытое мероприятие «Деревенские посиделки» с участием детей родителей и воспитателя старшей группы №14 в музыкально-театрализованной деятельности. Апрель – 2015 г.
6.06.2017 состоялся «Праздник русской Берёзки». В рамках проекта
«Деревья нашего края" гр. №13 (детей средней группы с участием родителей).
21.04.2016 "Как мы Весну встречали" Открытое мероприятие для детей подготовительной к школе группы № 14 с участием педагогов и родителей в музыкально-театрализованной деятельности по теме «Народные традиции. Встреча Весны".
Осенью 2017 для детей 6-7 лет состоялся праздник ««В гости к Терёшечке» (капустник» – народные традиции).
Слайд 13 и 14
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери». И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Ю. Я. Яковлев (русский писатель).
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья. Все дети любят своих мам. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют в музыкальных постановках, участвуют в играх аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли.
Слайд 15 и 16
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. В ДОУ проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны», где дошкольники поют песни о природе.
Слайд 17 и 18
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Дети любят эту тему. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.
Слайд 19 и 20
Главной остаётся тема Великой Победы, где раскрывается величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям мирного времени. Мы должны знакомить детей с патриотическими песнями тех времен и современными песнями о тех временах, проводить беседы о подвигах советского народа в годы войны, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где люди чтят память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы.
Слайд 21
«В Душе и сердце Ребё нка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …» Ш. А. Амонашвили
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской ответственности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Слайд 22
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, любви к Отчизне. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы : любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Учить детей правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, играющие в свою очередь огромную роль в становлении личности ребенка.
Слайд 23
Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время.
Там живут дети - маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые.
Они смотрят на мир широко открытыми глазами.
В этом мире они не одни.
С ними рука об руку идем мы взрослые - опора, надежда, вера, для каждого маленького человека.
Маленькие, беззащитные - они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас.
Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать.
Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство»
Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.