Бондаренко Надежда
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть
в процессе исследовательской деятельности.
С. П. Рубинштейн.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) путём сенсорного анализа, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами в жизни и обществе.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу». Современная педагогика ориентирует детское экспериментирование в игровой деятельности, как одно из главных естественных проявлений детской психики.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира посредством экспериментирования, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, доброта, настойчивость, любознательность, толерантность, трудолюбие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Формирование личности ребёнка происходит эффективней, если он вовлечён в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Для ребёнка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряжённо работает, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина?», «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Подобные вопросы и умозаключения ребёнка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир. Дети очень рано начинают понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличают добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать морально – этические нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, ребёнок часто поступает совсем наоборот, а попытки взрослого указать на него неправоту встречают отпор. Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактное объяснение новым, конкретным, а помогла сказка!
Cказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, не одобрять жадность и вероломство, искренне желать победы добра. Одним из главных её уроков является то, что в ней в чистом виде представлены противоположные стороны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.
Этим и воспользовались психологи, проводя формирующие эксперименты. Психологом С. Г. Якобсон был проведён следующий эксперимент. Дошкольники распределяли между собой красивую кукольную одежду и привлекательные машинки. Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием, предложили оценить свои действия через сравнения их с поведением известных персонажей – Буратино (Мальвина) и Карабаса-Барабаса. Многие дети после такого испытания резко меняли своё поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда и больше. Им очень не хотелось быть похожими на Карабаса-Барабаса (этот образ эмоционально неприемлем для ребёнка, что сделало их поведение осознанным и произвольным. Буратино, Мальвина, Белоснежка, Дюймовочка…
Каждая сказка имеет своих положительных героев. И у любого ребёнка есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз. Чтобы советы психологов были эффективными в преодолении подобных проблем, необходимо сначала подумать о том, какая сказка сможет лучше всего помочь в каждом конкретном случае. Предложить детям разыграть выбранную сказку и поручить самому «проблемному» ребёнку лучшую, положительную роль. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребёнок впервые сможет ощутить радость от возможности помогать другим и дарить им что – то, от благодарности партнёров за то, что он хороший! В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от привычного поведения. Полного успеха формирующий эксперимент достигал тогда, когда не только высвечивались носители добра и зла в виде художественных образов, но и имелась уверенность окружающих, которую чувствовал ребёнок, что он в целом соответствует положительному эталону.
У каждого человека есть естественная и необходимая потребность в самоуважении, формирование которой начинается в самом раннем детстве. Задача воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ему разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и честно признаться в своей неправоте. Ребёнок должен знать, что родные и близкие любят его несмотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет стать ему лучше на самом деле. Разговаривать с ребёнком нужно деликатно и уважительно, без этого невозможно воспитать в нём нравственные качества. Авансом наделяя его ими, вы сможете наладить тёплые взаимоотношения, а через них – воздействовать на формирование его личности.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, познавательная культура и ценностное отношение к реальному миру. И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детей счастливыми, создать радостный настрой, обеспечить право ребёнка на выдумку, шутку, веселье. Только в атмосфере любви и уважения может формироваться полноценная личность. Именно это, в свою очередь, является базой для полноценного нравственного развития личности ребёнка.