Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования

Бондаренко Надежда
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть

в процессе исследовательской деятельности.

С. П. Рубинштейн.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) путём сенсорного анализа, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами в жизни и обществе.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу». Современная педагогика ориентирует детское экспериментирование в игровой деятельности, как одно из главных естественных проявлений детской психики.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира посредством экспериментирования, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, доброта, настойчивость, любознательность, толерантность, трудолюбие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Формирование личности ребёнка происходит эффективней, если он вовлечён в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Для ребёнка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряжённо работает, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина?», «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Подобные вопросы и умозаключения ребёнка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир. Дети очень рано начинают понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличают добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать морально – этические нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, ребёнок часто поступает совсем наоборот, а попытки взрослого указать на него неправоту встречают отпор. Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактное объяснение новым, конкретным, а помогла сказка!

Cказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, не одобрять жадность и вероломство, искренне желать победы добра. Одним из главных её уроков является то, что в ней в чистом виде представлены противоположные стороны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Этим и воспользовались психологи, проводя формирующие эксперименты. Психологом С. Г. Якобсон был проведён следующий эксперимент. Дошкольники распределяли между собой красивую кукольную одежду и привлекательные машинки. Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием, предложили оценить свои действия через сравнения их с поведением известных персонажей – Буратино (Мальвина) и Карабаса-Барабаса. Многие дети после такого испытания резко меняли своё поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда и больше. Им очень не хотелось быть похожими на Карабаса-Барабаса (этот образ эмоционально неприемлем для ребёнка, что сделало их поведение осознанным и произвольным. Буратино, Мальвина, Белоснежка, Дюймовочка…

Каждая сказка имеет своих положительных героев. И у любого ребёнка есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз. Чтобы советы психологов были эффективными в преодолении подобных проблем, необходимо сначала подумать о том, какая сказка сможет лучше всего помочь в каждом конкретном случае. Предложить детям разыграть выбранную сказку и поручить самому «проблемному» ребёнку лучшую, положительную роль. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребёнок впервые сможет ощутить радость от возможности помогать другим и дарить им что – то, от благодарности партнёров за то, что он хороший! В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от привычного поведения. Полного успеха формирующий эксперимент достигал тогда, когда не только высвечивались носители добра и зла в виде художественных образов, но и имелась уверенность окружающих, которую чувствовал ребёнок, что он в целом соответствует положительному эталону.

У каждого человека есть естественная и необходимая потребность в самоуважении, формирование которой начинается в самом раннем детстве. Задача воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ему разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и честно признаться в своей неправоте. Ребёнок должен знать, что родные и близкие любят его несмотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет стать ему лучше на самом деле. Разговаривать с ребёнком нужно деликатно и уважительно, без этого невозможно воспитать в нём нравственные качества. Авансом наделяя его ими, вы сможете наладить тёплые взаимоотношения, а через них – воздействовать на формирование его личности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, познавательная культура и ценностное отношение к реальному миру. И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детей счастливыми, создать радостный настрой, обеспечить право ребёнка на выдумку, шутку, веселье. Только в атмосфере любви и уважения может формироваться полноценная личность. Именно это, в свою очередь, является базой для полноценного нравственного развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 16:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Надежда (УИ 1660713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД